Духовное возрождение

В первую неделю Великого Поста, 1-го марта, в четверг, когда в православных храмах последний раз читается Покаянный Канон Андрея Критского, настоятель нашего храма отец Иоанн встретился с жителями района в библиотеке, которая носит многозначительное название «Духовное Возрождение». Библиотека располагается неподалёку от метро «Красногвардейская» на Ореховом бульваре, дом 37 корпус 2, и внутри представляет очень уютное помещение, с комнатными растениями да с мягкими диванами и креслами вдоль стен.

Мы приехали минут за пять до намеченного времени. Батюшку уже ожидали. В одном из залов за длинным овальным столом сидело человек около двадцати. Некоторые знали отца Иоанна по прежним встречам, а одна женщина оказалась прихожанкой нашего храма. Но большинство присутствующих, судя по всему, были люди не воцерковлённые. И, всё-таки, все они были верующими, раз пришли на встречу со священником. И это радовало. Значит, духовное возрождение – это уже не только вывеска на фасаде библиотеки, но и реальное явление в человеческих душах.

В силу того, что Церковь вошла в Великий Пост, батюшка всю беседу с собравшимися посвятил этому мистическому событию, столь важному в жизни каждого христианина. Сначала отец Иоанн объяснил, что верующего человека призывает поститься совесть. А совесть – это голос Бога в христианской душе, это советник, с которым верующий советуется во всех самых важных случаях своей жизни. И сейчас этот советник говорит: «Нужно поститься!» Но, в то же время, батюшка предостерёг, что не всякая совесть есть советник Божественный. Совесть может болеть и у вора, который мог украсть, но по какой-то причине не украл. От Бога ли такой внутренний советник? Конечно же, нет! Поэтому здесь нужно быть предельно внимательным, и поверять голос совести голосом Церкви, который звучит в Священном Писании и Священном Предании.

Потом батюшка говорил об истинной свободе, которую человек обретает, придя к Богу. Эта свобода делает человека независимым от земных условий его обитания, и наполняет его радостью, где бы он ни находился, и в каких бы стеснённых обстоятельствах ни пребывал. С Богом и раб чувствует себя свободным, и нищий не страдает от своей нищеты. А без Бога и рабовладелец может ощущать себя в неволе, и богач пребывать в страданиях и томлениях. С Богом даже в тюрьме можно быть счастливым. Батюшка даже привёл пример такого человека, который, будучи заключённым в советском концлагере, испытывал постоянную радость. Чтобы обрести истинную свободу, человек должен стремиться к Богу, и в этом ему сильно помогает пост.

Далее, отец Иоанн очень обстоятельно рассказал об истории возникновения поста. Да, конечно, пост – установление не Божественное, а человеческое. Но это человеческое установление основано да духовном опыте праведников, святых и просто истинно верующих людей. Опираясь на тексты Ветхого и Нового Заветов, батюшка наглядно показал слушателям, что пост как один из самых верных способов общения с Богом часто использовался как благочестивыми людьми Ветхозаветной Церкви, так и подвижниками Новозаветной, начиная от апостолов и кончая святыми наших дней. А ещё отец Иоанн рассказал, как возник именно Великий Пост, которого в первохристианской церкви ещё не было. Оказывается, в первые века христианства оглашенные принимали крещение один раз в год – в Великий день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. По обычаю перед этим самым значительным событием в своей жизни они постились сорок дней. Но так, как в первохристианской Церкви всё происходило соборно и на виду у всех членов общины, то духовные братья и сестры новокрещаемых видя, каким духом исполняются оглашенные, готовящиеся принять Великое Таинство, радуясь за них и вспоминая о том, что сами же они испытывали в дни своего крещения, присоединялись к их посту, чтобы снова испытать ту же благодать Святого Духа. И таким образом в пост вступала вся община. А в силу того, что новокрещаемые были во всех первохристианских общинах, то получается, что постилась вся Церковь. И дух Святый нисходил на всех. Так и повелось с тех пор: к Светлому Воскресению Христову готовиться постом, который и назвали Великим.

Так же отец Иоанн рассказал о том, как Церковь постепенно, за несколько недель, приуготовляет своих верных чад к Посту. Он объяснил значение каждой предпостной седмицы, а затем раскрыл и духовный смысл всех постных седмиц. А ещё он сказал, что цель поста не в том, чтобы только ограничивать себя в пище, но, прежде всего, в том, чтобы ограничить себя в своих страстях, в своих похотях и грехах. И если сейчас по немощи своей мы не можем полностью обуздать неуёмную плоть свою, то нужно попытаться справиться хотя бы с одной греховной привязанностью: пьющему не пить, похотливому не блудить, гневливому умирить свой гнев. И желательно всем отказаться от телевизора и развратных книжек. Во всяком случае, каждый должен приложить максимум усилий к тому, чтобы хоть на одну ступенечку приблизиться к Богу. И двигаться по этой лесенке нужно неуклонно, не останавливаясь. А уж Бог никого не оставит помощью Своей.

В завершение беседы батюшка сказал, может быть, о самом главном, что должен знать каждый постящийся христианин. А главное заключается в следующем. Для чего мы постимся? Ведь на Пасху Господь дарует благодать Святого Духа, то есть радость, всем, абсолютно всем: постящимся и не постящимся. Так для чего же нам-то, христианам, нужен пост? А для того, чтобы все семь седмиц радоваться тому, что грядёт Воскресение Христово, радоваться тому, что мы скоро встретим Господа нашего Иисуса Христа, восставшего из мертвых. То есть, пост нам нужен для того, чтобы продлить нашу духовную радость, а не ограничиться лишь днями Светлой Седмицы. Недаром Господь говорил некогда ученикам Своим, чтобы во время поста они помазали главы свои елеем и имели бы радостные лица.

Вот она в чем – великая тайна Великого Поста. Это время должно быть не временем скорби, а временем духовной радости, восторженным ожиданием торжества Жизни над смертью!

Все гости библиотеки «Духовное Возрождение» прощались с отцом Иоанном тепло и с любовью, выражая надежду на будущие встречи. Батюшка обещал, если на то будет воля Божия, приехать перед Пасхой, на Страстной седмице. Так Духовное Возрождение из тленной написанной фразы становится нетленной, нестираемой фразой сердца.