СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ ЖЕНЫ ПРАВОСЛАВИЯ

Из множества неведомых и неявленных святых мирян святые князья выделены и поставлены для общецерковного почитания именно потому, что круг их жизненного подвига предназначал их к общенародной славе. Г.П. Федотов. Святые Древней Руси. Святые князья

Согласно Православной энциклопедии, благоверный – благочестивый; слово используется в разных смыслах :

  1. как эпитет в славословиях в честь римских и византийских императоров, подчеркивающий строгое следование государя официальным морально-религиозным установлениям (первоначально римской языческой религии, затем – христианства);
  2. в Русской Церкви как синоним слов «правоверный», «православный» по отношению к архиереям;
  3. в богослужении как титул членов императорской фамилии (по отношению к императору (царю) и его супруге употребляется титул «благочестивейший(ая)»);
  4. как именование лика (чина) святых из императоров, царей, князей.

В этом последнем смысле и используется термин в данной статье.

К лику благоверных святых жен относятся супруги властителей и монархов: княгини и великие княгини, царицы и императрицы, в западной традиции – королевы и деспотиссы. Не все они были знатного рода и получили хорошее образование и воспитание, но незаурядный ум, сила духа и мужество, вера и верность, духовная и физическая красота стяжали им славу в веках, а стремление к Богу, жертвенная любовь к людям и сила покаяния – прославили их в Церкви; почитание ряда из них связано с чудесами от мощей. Особенность их подвига – причастность к делам управления государством и народом, помощь, а иногда и замена мужей-монархов. Некоторые из благоверных жен после отхода от государственных дел принимали монашество, некоторые – страдали за веру, поэтому у многих из них есть дополнительный чин святости: равноапостольная, великомученица или мученица, преподобная или преподобномученица.

В Православных святцах насчитывается около 50 имен святых благоверных жен, включая византийских, грузинских, западно-славянских, русских . Это – отнюдь не все прославленные женщины царского рода, а только благоверные жены; есть еще княжны и царевны – святые и праведные девы. В число русских святых жен включены и те, которые известны как местно чтимые (или почитавшиеся по ранним источникам); они указываются не во всех православных календарях. Надо отметить также и то, что восстановление подвига благоверных жен, местно чтимых и относящихся к раннему периоду, связано с определенными трудностями, т.к. не для всех составлены подробные жизнеописания, а в исторических источниках гораздо чаще приводятся жизнеописания князей. О многих из жен удается разузнать лишь в связи с их замужеством и деятельностью их мужей. В начальный период Вселенской Церкви, как и в начальный период Русской Церкви, благоверные жены составляли значительную часть прославленных мирян.

В историческом аспекте лик благоверных святых жен открывает царица Есфирь, супруга персидского царя Артаксеркса (V в. до Р.Х., память в Неделю праотец), спасшая свой народ от расправы, о чем рассказывается в библейской книге «Есфирь» . Ее деятельность не могла быть связана с возглавлением христиан, но она является примером христианского отношения к своему народу.

В Римо-греко-византийском мире первые благоверные жены были мученицами, пострадавшими от язычества. К их числу относятся:

  1. мученица Еванфия Скепсийская (Геллеспонтская, † I в., память 11 сентября ) – супруга князя и мученика Димитрия, правителя города Скепсиса – язычника, уверовавшего во Христа во время проповеди и мучений св. Корнилия Сотника; князь и его семья (жена и сын Димитриан) крестились, за что были брошены в темницу и уморены голодом;
  2. императрица Александра Римская (Никомидийская, †303, память 23 или 21 апреля) – мученица, современница императора Диоклетиана и вмч. Георгия Победоносца; уверовала во Христа, видя чудесное исцеление ангелом великомученика, и казнена вместе с ним;
  3. императрица Августа Римская (†305, память 24 ноября) – мученица, супруга императора Максенция, объявившего о необходимости для христиан языческого жертвоприношения; уверовала во Христа, узнав о мудрости и добродетелях плененной вмц. Екатерины, подверглась пыткам и казни, пытаясь вступиться за святую и образумить мужа;
  4. царица Гаафа Готфская († около 375, память 26 марта) – мученица, вдова Готфского короля, собиравшая останки казненных мучеников, ее стараниями сохранялись мощи погибших в подожженном по приказу короля Унгериха во время богослужения храме; была побита камнями вместе с сыном царевичем мч. Агафоном; считают, что готы жили по Дунаю, на территории современной Румынии; по некоторым предположениям, размещение мощей связано с Крымом .

    Иногда блгв. царицу Гаафу называют Аллой – как указывают, ошибочно.

  5. После легализации Церкви в начале IV века в Византии формируется почитание преимущественно тех царей и цариц, которые способствовали становлению Православия. С именем равноапостольной Елены Константинопольской, царицы и матери царя Константина († ок. 330, память 21 мая), связано обретение Голгофских святынь – Креста Господня, Гвоздей, Титла. Приняв православие в преклонном возрасте, царица совершила путешествие в Палестину, организовала и сама наблюдала за раскопками на горе Голгофе. Она прославилась благотворительностью и делами милосердия и благочестия, стала инициатором обширной храмостроительной программы и основательницей ряда монастырей. Ее путешествие, одно из ранних паломничеств на Святую Землю, положило начало новому этапу в развитии Иерусалима . Как найденные святой Еленой святыни невозможно сопоставить ни с какими другими, так она сама в соборе святых жен занимает совершенно особое место.

    Теократический идеал царского служения в борьбе с ересями в эпоху вселенских соборов воплотили императрицы:

  6. царица Пульхерия Греческая (†453, память 10 сентября) – дочь греческого императора Аркадия, деятельная соправительница и наставница своего младшего брата императора Феодосия II; получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием, являлась твердой последовательницей православного вероучения, заботилась о сооружении храмов и монастырей; императрицей стала лишь при преемнике Феодосия Маркиане, которого провозгласила императором и вышла за него замуж при условии уважения им данного ею обета безбрачия; ее стараниями созваны III (431 г., Ефес) и IV (451 г., Халкидон) Вселенские соборы;
  7. царица Евдокия Константинопольская (†460, память 13 августа) – супруга императора Феодосия II, талантливая поэтесса; некоторое время она покровительствовала монофизитам, что стало причиной охлаждения ее отношений с супругом и его сестрой Пульхерией; в результате этого последние годы она жила в Иерусалиме; вразумленная св. Ефимием Великим (возвращения подвижника из пустыни св. Евдокия ожидала в башне, выстроенной на вершине горы), принесла покаяние; занималась строительством церквей и благотворительностью;
  8. императрица Феодора Греческая (†548, память 14 ноября) – супруга императора Иустиниана I, раскаявшаяся грешница, оказавшая большое влияние на религиозную и политическую жизнь Византийской империи середины VI века, тоже отдавшая дань монофизитству; заботилась о распространении христианства, способствовала обращению в христианство одного из нубийских племён;
  9. императрица Ирина (†803, память 9 августа) – жена императора Льва IV Хазара, соправительница сына Константина, впоследствии (впервые в истории Византии) правила от своего имени; восстановила иконопочитание на VII Вселенском Соборе (II Никейском, 787 г.);
  10. блаженная Феодора Греческая (†867 года, память 11 февраля) – жена императора-иконоборца Феофила, регентша при сыне императоре Михаиле III, насильно постриженная в монахини; восстановила иконопочитание, организовала проведение Константинопольского собора 842 г. и впервые – праздника Торжество православия;
  11. блаженная Феофания (Феофано) Византийская (†895/897, память 16 декабря) – первая жена византийского императора Льва VI Мудрого; страдая от неверности мужа, прославилась кротостью, милосердием, сокрушением о грехах и закончила свои дни в монастыре, где жила без пострига, после кончины прославлена чудотворениями;
  12. преподобная Ирина (в язычестве Пирошка, в монашестве Ксения, † около 1134, память 13 августа) – венгерская принцесса, жена византийского императора Иоанна II Комнина; вела тихую и благочестивую жизнь, не вмешиваясь в политику, отдавала много времени воспитанию восьмерых детей; прославилась благотворительностью и опекой венгерских паломников в Святую Землю, вместе с мужем основала в Константинополе храм и монастырь Спаса Вседержителя, перед смертью приняла монашеский постриг .

Таким образом, Византийскому миру принадлежат 12 святых благоверных жен. Четверо из них – мученицы, подвизавшиеся в то время, когда христианство было гонимо; св. Елена – равноапостольная, жившая в период становления христианства как государственной религии, четверо – собственно императрицы – имеют заслуги в отстаивании чистоты христианских догматов и утверждения иконопочитания. Две блаженные императрицы разнятся в своем подвиге: св. Феодора в период регентства при малолетнем сыне окончательно восстановила иконопочитание; св. Феофания прославилась смиренным переживанием обид от мужа; обе закончили свои дни в монастырях, но блаженная Феодора была пострижена насильно, а блаженная Феофания по совету своего духовника не постригалась, т.к. формально была замужем. Наконец, преподобная Ирина-Ксения несла подвиг благочестивой и милосердной жены и матери, покровительницы соотечественников. По-видимому, она первая из императриц осознанно приняла монашеский постриг.

В Грузинской Церкви 3 благоверные жены – 2 великомученицы, поднявшие на свои плечи великий подвиг ради Бога и своего народа, и собственно царица:

  1. великомученица Шушаника (Сусанна) Ранская (Грузинская, †475, память 28 августа) – княгиня, супруга ставшего вероотступником грузинского правителя; прекратив с ним всякое общение и отвергнув его домогательства, она была заключена в темницу, где скончалась через 6,5 лет, простив мужу (в связи с просьбой брата мужа) личные невзгоды;
  2. знаменитая царица Тамара Грузинская (†1207/1213, память 9 апреля, 1 мая) – правительница, с именем которой связан один из лучших периодов в истории Грузии – созыв собора для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка, водворение внутреннего мира («Я отец сирых и судья вдов»); одержала ряд блестящих военных побед, покровительствовала литературе и искусствам, почитается целительницей всех недугов;
  3. великомученица Кетевана Кахетинская (†1624, память 13 сентября) – царица, правившая царством после смерти супруга кахетинского царя Давида; имела особое попечение о нуждах Грузинской Церкви, построении храмов, приютов и странноприимных домов; добровольно вошла в число заложников шаха Аббаса, угрожавшего Грузии опустошением; казнена после 10 лет темницы и мучений . В Западно-славянском мире 4 благоверные жены – 1 мученица, 3 преподобных; все они способствовали христианскому просвещению и государственному благополучию своего народа:
  4. мученица Людмила Чешская, княгиня (†927, память 16 сентября) – дочь сербского князя и супруга чешского князя Боривоя; супругов крестил равноапостольный просветитель славян еп. Мефодий при дворе князя Святополка Моравского в г. Велеграде; по возвращении в Чехию супруги возвели первый на своей земле христиaнcкий храм в честь святого Климента; святая была задушена по приказу своей невестки и стала первой чешской святой и мученицей, покровительницей своей Земли;
  5. королева Елена Сербская (Анжуйская), в монашестве Елисавета (†1314, память 30 октября) – преподобная, супруга короля Стефана Уроша I Неманича происходящая из французского королевского рода; родила и воспитала 2-х святых благоверных князей, известна примирением междоусобных распрей, призрением сирот, богатыми вкладами в монастыри Святой Земли, Святой Горы, Синая и Сербии, основала женскую школу для сирот, создала обитель Градац, перед кончиной приняла иночество и была похоронена в своей обители;
  6. княгиня Милица Сербская (в крещении Евфросиния, в иночестве Евгения, в схиме Евфросиния, †1405, память 19 июля, 30 августа) – преподобная, жена св.кн. Лазаря, погибшего при защите Церкви от мусульман в Косовской битве (1389 г.); управляла народом, пока не подрос сын блаженный Стефан (Высокий), король Сербский; в 1393 году поступила в Жупаневачский монастырь около Крушевака; правила государством, когда сын покидал страну, заботилась о вдовах, принимала в монастырь жен, чьи мужья пали на поле брани, помогала строить и поддерживала многие монастыри и церкви; ее мироточивые мощи исцелили много больных;
  7. преподобная Ангелина Сербская (Бранкович, †1520, память 1 июля, 30 июля, 30 августа) – королева (деспотисса), дочь князя Георгия Албанского, супруга короля Сербии Стефана Слепого; претерпела изгнание и разделила с мужем трудности жизни в Албании и Италии, воспитала в истинно христианском духе двух сыновей, святых Максима и Иоанна; приняла монашеский постриг по смерти супруга, посвятив себя молитве, благотворительности, храмостроительству; чудотворные мощи праведных супругов и их сыновей сохраняются в монастыре Крушедол .

Итак, в европейских Православных Церквях (не считая Русской Церкви) прославлены 19 благоверных жен. Российский мир дал около 30 благоверных жен. По наблюдению Г.П. Федотова, почитание на Руси святых князей начинается с первых лет христианства (свв. Борис и Глеб), усиливается во времена монгольского ига, почти прекращается после XV века. Сам Г.П. Федотов насчитал около 50 князей и княгинь, канонизированных к общему или местному почитанию, большинство из них относятся ко времени монгольского ига, когда «подвиг святых князей становится главным, исторически очередным, не только национальным делом, но и церковным служением». В это время противостояние врагу составляло содержание жизни большей части прославленных мирян. О некоторых древних святых князьях информация скудна: известны имена, мощи, традиции почитания, иногда народные предания. С формированием единодержавной власти под началом Московского государя княжеская (царская) святость прекратилась, никто из благочестивых московских или петербургских царей не был канонизирован . Но в начале XX века происходит возобновление царской святости.

У основания русской женской святости стоит равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (в крещении Елена) – бабка св. князя Владимира (†969, память 11 июля) , одна из первых русских княгинь-христианок, принявшая крещение за 30 лет до всеобщего Крещения Руси и основавшая несколько церквей. Обладавшая государственной мудростью, духовной чуткостью, христианским целомудрием, праведностью, терпением и смирением, она провела выдающиеся культурные и политические реформы, а в религиозном плане стала провозвестницей христианства на Руси. «“Мудрейшая из людей”, – писал М.О. Меньшиков, – не только вывела народ из тьмы язычества, но и отстояла его от внутреннего разложения и внешнего разгрома» .

Супругой правнука св. Ольги благоверного князя Ярослава Мудрого стала великая княгиня Анна Новгородская (имя в монашестве, в миру Ирина, в язычестве Ингигерда, †1051 или 1056, память 10 февраля) – дочь шведского короля Олафа, особенно чтимая в Новгороде вместе с сыном св. Владимиром) . Она играла значительную роль в государственных делах, оказывая большое влияние на отношения Руси со странами Северной Европы, откуда была родом; в то же время она основала в Киеве первый женский монастырь во имя своей тезоименитой святой великомученицы Ирины. Именно святая Анна Новгородская, первой в русском великокняжеском доме приняв постриг, объединила пути княгини и монахини, совместила государственное и духовное служение, связала земное и небесное материнство.

Еще в домонгольский период двух благоверных жен дала Муромская земля. Одна из них – благоверная княгиня Ирина Муромская (ок. †1129, память 21 мая), жена святого князя Константина (Ярослава) Святославича Муромского, прославленного с чадами Михаилом и Феодором. Семья жила во времена, когда жители Муромской земли были еще язычниками, и прославилась миссионерскими подвигами. Другая благоверная муромская княгиня – всем известная супруга св. кн. Петра Муромского Феврония Муромская (в иночестве Евфросиния, †1228, память 25 июня); ее мудрость воспели и древнерусские авторы, и современные исследователи . «Муромские жены, – пишет А.Н. Ужанков, – явили в Православной Руси удивительный образ благочестия: не словами, а мудростью и кротостью, смирением и делами наставляли своих мужей и домочадцев, приводили их ко спасению. Потому и древнерусские книжники создали самобытные описания их благочестивой жизни. На подобное отношение к женщине значительное влияние оказало почитание в средневековой Руси Пресвятой Богородицы – покровительницы русского православного государства, и праведная, достойная подражания жизнь самих благоверных жен. Каждая из них совершила свой особый духовный подвиг, за что и была удостоена святости и снискала благодарную память в народе» .

По-видимому, в первой четверти XIII века жили святые князья-супруги Владимир и Агриппина Ржевские († XIII в., память 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня – в Соборе Тверских святых); как предположил Е.Е. Голубинский, князь Владимир был сыном Мстислава Храброго и братом Мстислава Удатного (удачливого). Святая чета, погребенная в Ржевском соборном храме, издревле почиталась в городе, но до нашего времени о них дошло немного сведений . Известны их посмертные чудеса: они являлись небесными защитникам и покровителями своего города. В начале XIII века скончалась благоверная княгиня Мария (в иночестве Мария, в схиме Марфа) Владимирская (Суздальская) – жена князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (†1206, память 19 марта и 23 июня в Соборе Владимирских святых). По сведениям разных источников, она была дочерью чешского князя Шварна или ясская (осетинская, аланская) княжна, почему иногда ее называют блгв. Марией Аланской . Она родила восьмерых сыновей и четырех дочерей, четверо сыновей – благоверные князья Георгий (Юрий), Ярослав, Димитрий, Святослав (Гавриил) – почитаются в лике святых. В конце жизни блг. Мария около семи лет лежала на одре болезни; в этот период она основала во Владимире женский Успенский Княгинин монастырь, где была погребена сама и где впоследствии находили последний приют многие владимирские княгини.

История сохранила последнее наставление благоверной княгини своим детям, которое перекликается с Поучением Владимира Мономаха: «Возлюбленные мои дети! Вот вы видите меня весьма болящую, а вскоре я отойду от сего маловременнаго света ко отцам своим. И так вы, доколе пребудете в суетном житии, первее всего имейте веру и любовь к Богу и Пречистой Его Матери, истинной Богородице, и всею силою потщитесь страх Божий в себе иметь. Святителям же и пресвитерам и всему священническому чину не стыдитесь главы своей приклонять, так как они служители Самого Бога и Пречистой Богородицы и пастыри словесных овец; почитающий священника Божия Самого Бога почитает, а оскорбляющий священника Божия Самого Бога оскорбляет. Всегда имейте тихость и кротость, и смиренномудрие, и любовь, и милость; алчущих насыщайте, жаждущих напояйте, нагих одевайте, вольных посещайте и себя в чистоте соблюдайте. Милостыню всегда творите, ибо она поставит вас перед Богом; никакого человека не минуйте без привета. Сами же между собою имейте нелицемерную любовь, и Бог мира и любви будет в вас и сохранит вас от всякаго зла, и да покорит врагов ваших под ноги ваши. Если же в ненависти и в распрях, и во вражде будете между собою, то сами погибнете, и благословенное наследие – державу Отечества вашего погубите, которую праотцы ваши и отец ваш, и прочее родство ваше многим трудом и потом приобрели. Поэтому пребывайте мирно и любезно между собою, слушая брат брата своего. Старейшаго же брата вашего Константина имейте как отца и главу. Ты же, старейший мой сын Константин, имей братию свою как сыновей… Сыновья мои любимые, Бога бойтесь всею душею своею; …пост и молитву любите, паче же милостыню, ибо она поставит вас перед Богом. И наклоняйте главу перед всяким старейшим среди вас, и не давайте сильным обижать меньших, совершайте суд на защиту сироте, оправдайте вдову, трезвость имейте, гордость возненавидьте, ибо она и ангелов свела с неба» .

Эти строки, обращенные уходящей в мир иной княгиней к своим чадам, свидетельствуют, что в русской культуре сформировалось уникальное для средневековой Европы княжеское духовное завещание детям: в начале XII века оно было написано великим князем, в начале XIII века – княгиней.

Первые 6 благоверных жен проторили пути княжеской святости на Руси.

К несчастью, потомство благоверной Марии (Марфы) Владимирской, как и другие русские князья, плохо вняли предостережениям святой, и через 30 лет им пришлось пережить трагедию Батыева нашествия на Русь. Многие дети и внуки блгв. князя Юрия (Георгия) Всеволодовича, сына благоверной княгини Марии, пострадали в годы монгольского ига, пополнили сонм мучеников и почитаются в Соборе Владимирских святых (23 июня). Уже при штурме города Батыем в горящем Успенском соборе погибла большая часть княжеского семейства; перед гибелью они приняли монашеское пострижение от священномученика епископа Митрофана, исповедались, причастились Святых Таин, приготовились к смерти. Среди них 9-летняя дочь блгв. кн. Юрия, княжна-мученица Феодора Владимирская и 3 благоверные княгини-мученицы (супруга и снохи блгв. кн. Юрия, все – †1238, память 7 февраля и 23 июня) : 7) Агафия Владимирская (супруга), 8) Мария Владимирская (жена сына Мстислава) и 9) Христина (жена сына Всеволода) Владимирская.

В год Батыева нашествия мученическую кончину претерпели 2 благоверные жены Рязанской земли : 10) княгиня Агриппина (Аграфена) Ростиславна Рязанская – мученица (†1237, память 21 декабря), мать рязанского блгв. кн. Георгия (Юрия Игоревича или Ингваревича), вместе со всей женской половиной княжеского семейства усеченная мечом во время взятия Рязани войсками хана Батыя; погребена в рязанском соборе Успения Богоматери; 11) княгиня Евпраксия Рязанская (Зарайская, †1237, память 6 августа) – жена князя Федора Юрьевича, которая, узнав о смерти мужа, бросилась с терема вместе с сыном младенцем Иоанном на руках . В близкое время, но от руки пасынка погибла преподобная княгиня Евпраксия (в миру Евфросиния) Псковская (†1243, память 16 октября, в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) – дочь полоцкого князя Рогволода Борисовича, жена псковского князя Ярослава Владимировича, который перебежал в Ливонию и там женился повторно. Княгиня постриглась в монашество и основала в Пскове, в Завеличье, монастырь Рождества св. Иоанна Предтечи, где стала игуменией и где была похоронена после ее убийства . В XIII–XIV веках жили прославленные матери, жены, дочери известных святых князей, отстаивавших свободу Руси – Александра Невского, замученного в Орде Михаила Ярославича Тверского, донского героя Димитрия Донского: 13) великая княгиня Феодосия (в иночестве Евфросиния, †1244, память в Соборах Владимирских (23 июня) и Новгородских (в 3-ю неделю по Пятидесятнице) святых) – дочь торопецкого князя Мстислава (в крещении Феодора) Мстиславича Удалого («Удатного») и жена кн. Ярослава Всеволодовича, мать девяти сыновей, в т.ч. св. кн. Александра Невского; она была отнята отцом у мужа в ходе усобицы 1215–1216 гг., и князь Ярослав «многожды высылася с молбою ко Мстиславу, прося княгыне своея к собе»; по предположению Л.В. Бурдиной, воссоединение Ярослава с любимой женой Феодосией послужило созданию по заказу князя Феодоровской иконы Божьей Матери, с тех пор почитающейся покровительницей брака и семейного счастья; за милосердие и христианскую кротость народ прозывал св. Феодосию святой княгиней ; 14) благоверная княгиня Евдокия Владимирская – дочь св. благоверного великого князя Александра Невского († XIII в., память 23 июня в Соборе Владимирских святых); 15) княгиня Мария (в иночестве Марфа) Псковская (†1300, память 8 ноября и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Псковских святых) – дочь блгв. князя Димитрия и внучка св.кн. Александра Невского, супруга св. кн. Довмонта Псковского, преподобная; по кончине мужа постриглась в псковском Иоанно-Предтеченском женском монастыре, где и скончалась после подвигов; 16) благоверная великая княгиня Ксения (в иночестве Мария) Тверская (†1312, память в 1-ю неделю после 29 июня в Соборе Тверских святых), мать св. князя Михаила Ярославича Тверского, племянника св. кн. Александра Невского; родившегося в год смерти отца сына воспитывала сама княгиня ; 17) княгиня Анна (в иночестве Евфросиния, по другим данным, София, в схиме Анна) Кашинская, Тверская – дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича, жена св. князя Михаила Ярославича Тверского, схимонахиня (†1338, память 12 июня, 2 октября и в 1-ю неделю после 29 июня в Соборе Тверских святых); по кончине супруга постриглась в Тверском Софийском девичьем монастыре; оттуда по просьбе сына Василия переехала па жительство в город Кашин, погребена в Успенском соборе; по акафисту, «В женском естестве мужескую крепость имевшая», св. Анна, пережив многочисленные утраты (в Орде погибли муж, сыновья Дмитрий Грозные Очи и Александр Тверской, внук Феодор), не утратила душевной стойкости; в 1670-е годы она была деканонизирована, но ее местное почитание не прерывалось, восстановление канонизации произошло в начале XX века ; 18) великая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская (†1407, память 17 мая, 7 июля, 6 июля в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) – жена св. великого князя Димитрия Ивановича Донского, основательница нескольких церквей и монастырей, в т.ч. московского Вознесенского монастыря в Кремле; счастливая и благочестивая семейная жизнь св. Евдокии нашла воплощение в плаче великой княгини над телом скончавшегося св. кн. Димитрия, в его предсмертном обращении к жене («Ты же, драгая моя княгини, буди чадом своим отець и мати») и в завещании детям: «Приказываю дети свои своеи княгине. А вы, дети мои, жывите заодин, а матери своее слушайте во всем»… А вы, дети мои, слушаите своее матери, что кому дасть, то тому и есть» . К собору святых благоверных жен также относятся: 19) княгиня Феодора (имя в монашестве, в миру Анастасия (Васса/Василиса) Нижегородская (†1378, память 16 апреля) – жена князя Андрея Константиновича Нижегородского, игумения; выданная замуж в 12 лет и овдовевшая в 25 лет, она освободила рабов, раздала имущество церквям и бедным и основала в Галиче девичий (Зачатьевский) монастырь, в котором постриглась и была игуменьей 22 года до самой смерти; при ней число сестер обители возросло до 160; известны подвиги прп. Феодоры: она не вкушала пищи по 5 дней, проводила ночи в молитве, носила власяницу, пропитание зарабатывала рукоделием, для приобретения смирения охотно переносила оскорбления ; 20) княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская – мученица (†1406, память 2 июня и 21 декабря), хранившая святыню христианского брака; погибла, изрубленная смоленским князем, пытавшимся соблазнить, а после убийства ее мужа овладеть княгиней насильно; сам насильник бежал в Орду, но обличаемый совестью, вернулся и поступил в Успенский Венев монастырь ; 21) княгиня Мария Заозерская († после 1424, память в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) – жена блгв. князя Димитрия Заозерского (Вологодского) и мать прп. Иоасафа Каменского (Спасо-Кубенского, в миру князя Андрея); супруги отличались высоким благочестием, добротой, милосердием, делали много добра своим подданным и находившимся в округе монастырям и отшельникам, в частности помогали основателю Успенского монастыря на реке Куште прп. Александру ; XVI век дал женской княжеской святости одно имя – первой жены великого князя Василия III Ивановича Софии Суздальской (имя в монашестве, в миру великая княгиня Соломония/Соломонида, †1542, память 16 декабря). Святая княгиня была насильно пострижена и сослана в Суздальский Покровский монастырь из-за бездетности. Смиренная и благочестивая от юности, невольная монахиня София со смирением приняла свой крест и отдалась строгой подвижнической жизни, стяжав любовь и уважение всего монастыря . К XVII веку относится княгиня София Слуцкая (†1612, память 19 марта и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых) – дочь князя Слуцкого Юрия Юрьевича (из рода Олельковичей), жена князя Несвижского Януша Радзивилла, защитница православного населения Речи Посполитой от униатов, благодаря ей Слуцк оставался твердыней Православия; скончалась от родов; ее современник поэт Соломон Рысинский написал в эпитафии : «Ты сохранилась в созвездии Слуцком едина, Между литовскими, славой ярчайшая, первая дочь! Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий? Сила какая, нагрянув нежданно тебя унесла!»

Есть еще известия о сестре или жене (точно не известно) блгв. князя Гавриила Василевского Анастасии Василевской, живших, предположительно, во 2-й пол. XVI – 1-й пол. XVII века, память 26 мая). Сведения о них скудны, считают, что «град Василев» находился в Нижегородской земле . В некоторых источниках упоминается Анастасия Федоровна (Ксения) – княгиня Ярославская (память 29 октября), сестра князя Михаила Федоровича – видимо, было зафиксировано ее местное почитание, но уточняется, что открытие мощей в 1692 г. не состоялось .

Таким образом, в древнерусский период подвизались 24 благоверные княгини.

Как уже отмечалось, начиная с XVIII века, княжеская святость пресекается и восстанавливается уже в начале XX столетия. В императорской России просияли две благоверные княгини: императрица Российская Александра Феодоровна, страстотерпица (†1918 г., память 4 июля), расстрелянная в Екатеринбурге вместе со всей царской семьей, и великая княгиня Елисавета Феодоровна Алапаевская, преподобномученица (†1918 г., память 5 июля), погубленная в Алапаевске (ее столкнули в заброшенную шахту) на другой день после екатеринбургского преступления .

Итак, установлены имена и подвиг 45 православных благоверных жен, из них 26 святых принадлежат Российскому миру. О некоторых из княгинь информация скудна, но в целом вырисовывается грандиозная картина участия святых жен в политической, культурной, духовной жизни христианских народов, в государственной, общественной, семейной, частной сферах. В 14 жизнеописаниях русских княгинь есть известия о принятии ими монашества, постриг в конце жизни стал нормой для княжеских семей; 9 благоверных относятся к мученицам или страстотерпицам, принявшим смерть от вражеского нашествия, бывшего мужа, соблазнителя, представителей власти. У жен, естественно, идея защиты Отечества выражена по-своему, их удел – ждать отцов, мужей, сыновей из военных походов и с полей битв, беспокоиться об их судьбах, радоваться возвращению, оплакивать в случае гибели. Но социальная деятельность, идеи служения отнюдь не чужды княгиням, они претворяются в дела благотворительности и милосердия, помощь монастырям, сирым, убогим. Некоторые из жен принимали участие в управлении государством, в миссионерской деятельности, помогая мужу и даже самостоятельно, но огромное значение для них имеет семейная жизнь, как правило, жены имеют много детей, воспитание которых является их главной задачей. Это приносило свои плоды – во многих княжеских родах выявляются целые династии святых князей. По сути, роли жен-княгинь были те же, что роли женщин во всем народе. Как отметил Г.П. Федотов, в святых князьях (и княгинях) «Русь видела… избранных представителей мирянской святости» .

Игумен Пимен, автор одного из Псково-Печерских листков, пишет: «Путь женской святости в истории Русской Православной Церкви озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа. Этот путь становится воплощением служения, которое лежало в основе сотворения жены как “помощника соответственного ему (мужу)” (Быт. 2, 18)… Недаром одной из главных черт древнерусской женской праведности было хранение целомудрия христианского брака как великого таинства Церкви. Не девственница, а целомудренная жена воспета православной Русью. Благоверные княгини – прежде всего верные жены и помощницы мужу в его трудах»

Прихожанка храма Галина Мелехова, кандидат исторических наук