Большая семья

Любой приход – это, по сути, большая семья. Все прихожане знают друг друга, если уж не всех по именам, то в лица точно (и это в том случае, когда количество постоянных прихожан переваливает далеко за сотню, как в нашем храме). Во главе прихода, как и в любой семье, стоит отец, в данном случае – отец настоятель. И как в любой нормальной семье все её члены с почтением и уважением относятся к главе семейства, так и на приходе все прихожане с особым почтением и уважением относятся к отцу настоятелю.

Церковная семья – это люди, объединённые общим исповеданием единой Веры, общим стоянием на едином Богослужении, общим участием в таинствах Исповеди и Причастия. И недаром они называют себя «братья» и «сестры». И недаром они обращаются к своему священнику: «Батюшка». Да, нет ничего выше в человеческих взаимоотношениях, чем Евхаристическое общение. Но иногда так хочется продолжить общение и после Богослужения: не уходить сразу домой, а поговорить друг с другом, обратиться за советом к своему духовнику, в непринуждённой обстановке выговорить ему свои проблемы. В древности такое общение называлось «трапезой любви» или «агапией», и считалось продолжением Богослужения.

По инициативе настоятеля храма отца Иоанна на нашем приходе этот древний обычай был восстановлен. С мая сего года после каждой воскресной Литургии у нас проходит братское чаепитие. К концу службы во дворе храма храмовыми работниками устанавливаются длинные столы, выставляются всевозможные сладости, разогревается большой тен-самовар. Это всегда немного напоминает предпраздничную суету. Но, может быть, так оно и есть. Ведь духовное общение людей – всегда праздник, праздник для души.

В конце каждой проповеди отец Иоанн обращается ко всем, стоящим в храме: «А теперь, дорогие мои, я приглашаю всех вас на воскресное чаепитие, которое состоится прямо во дворе храма». Это означает, что приглашаются все, даже те, кто случайно или в первый раз оказался на Богослужении. И, действительно, на нашем приходе изначально сложилась добрая традиция: уважительно относиться и к постоянным прихожанам, и к новоначальным, и к случайным прохожим, которые, может быть, из чувства любопытства оказались под церковными сводами. Кому ведом промысл Божий? Вполне возможно, что сегодняшний случайный «захожанин» завтра станет великим Христовым подвижником.

Но вот заканчивается Божественная Литургия, последний человек подходит приложиться ко Кресту, Царские Врата закрываются, и начинается «братское чаепитие», «трапеза любви» – агапия! Всем весело, а когда на небе ни облачка и ярко светит солнце – весело вдвойне. Особенно детям здесь раздолье: сладости в изобилии лежат в «зоне доступности»: можно смело пробовать любые конфеты, печенья, пряники. Люди улыбаются, смеются, шутят, разговаривают друг с другом, зачастую знакомятся, впервые открывая для себя брата или сестру, с которыми так долго стояли бок о бок на Богослужении и не знали о них ничего.

Тут же среди своих прихожан – батюшка, отец Иоанн. Он постоянно или в окружении людей, или с кем-то беседует индивидуально. Такое общение дорогого стоит, ведь не каждый может решиться подойти к батюшке в храме, особенно, когда он в облачении. А здесь, во время чаепития, он простой и доступный, потому что вокруг непринуждённая обстановка, над головой светит солнышко, а мимо, по дороге за оградой, пролетают автобусы и автомобили, такие привычные в обыденной жизни. Приход общается со своим настоятелем, скрепляя с ним и без того крепкие духовные связи, возникшие во время Божественной Литургии.

«Братское чаепитие», как мы видим, это не просто утоление голода и жажды после службы, а, действительно, восстановление древнейшей церковной традиции. Ведь наши предки-христиане придавали «агапиям» не меньшее значение, чем самому Богослужению. И как дружная семья после совместной работы садиться за общий стол, чтобы совершить общую трапезу, так сейчас и мы, современные христиане, после совместной духовной работы, которая для нас есть Божественная Литургия, собираемся за общим столом, чтобы с удвоенной силой почувствовать: мы – одна большая семья, мы – приход. Мы – Единая Церковь!