На службу – в новопостроенный храм


Наблюдая за тем, как на наших глазах общими силами, буквально по кирпичику возводился величественный храм, стилизованный в современной храмовой архитектуре, украшенный эффектной византийской мозаикой, и теперь возвышающийся над всеми человеческими мыслями и чувствами, все мы задавались одним и тем же вопросом о том, когда же в его стенах будет совершаться молитва. И вот свершилось. Накануне светлого праздника Рождества Христова, 4-го января 2015-го года, Первый Викарий Святейшего Патриарха и всея Руси митрополит Истринский Арсений при большом стечении народа освятил новое здание храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисово Южное.

Чтобы здание стало храмом, – местом особого присутствия Божия на земле – совершается «великое» освящение. При этом торжественно водружают крест на месте устроения престола, помазуют стены священным елеем и кропят их святой водой, читают молитвы и поют псалмы. «Великое» освящение символизирует духовное «обновление» храма и делает храм новым, иным, подобно человеку, принявшему святое Крещение. Так же, как при таинстве Крещения человек опускается в освященную воду, облачается в белую одежду, помазуется миром, так и престол храма, омывается, облачается в одежды и помазуется миром. В чинопоследовании «великого» освящения храма есть священнодействия, сближающие его с таинствами Крещения, Миропомазания, Священства. Специально устроенный для освящения престол Божий, воздвигнутый на пяти столпах, «утверждают» четырьмя гвоздями. Это означает вселение Бога в храм. Омовение и миропомазание престола и стен совершаются в знак излияния благодати Божией. На престол и жертвенник возлагают две одежды, они соответствуют духовному значению престола как гроба Господня и Престола Царя Небесного. Каждение всего храма изображает славу Божию. При освящении церкви освящаются также и все её принадлежности, в том числе иконостас и другие иконы. Так храм из обыкновенного здания становится вместилищем святыни.

Когда-то Христос повелел ученика своим приготовить в Иерусалиме «горницу большую, устланную, готовую» для совершения тайной вечери (Мк. 14, 15); это был прообраз храма. Благодать освящения переходит и преподается современным зданиям через первые храмы. Древний православный храм, увенчанный массивным куполом или главою, служил образом человеческого тела, которое есть "храм Бога живаго" (2 Кор. 6, 16) и одновременно – образом таинственного тела Церкви, во главе которой – Христос. Под видом храма видимого Господь разумел невидимую Церковь. И пока христиане живут земной жизнью, стремясь к Богу молитвой, соединяются с Ним в таинствах Крещения, Покаяния, Причастия, трудятся над выполнением Божьих заповедей, они составляют церковь земную. Люди же, достигшие рая, вечной жизни, образуют церковь небесную. Душа каждого человека – это камень, из которого построена Церковь Божия.

4 января 2015-го года в новопостроенный храм пришло множество людей. Здесь были не только прихожане, которые привыкли видеть друг друга на Божественной Литургии, но и гости храма: люди, которые на высших уровнях помогали строить наш храм. Необычное чувство радости охватывало каждого. Этой радостью делились. Взгляд вошедших скользил по белоснежным сводам, останавливался на незаконченном иконостасе, после – находил знакомые, перенесенные из деревянного храма, иконы. Несмотря на то, что храм был полон, не покидало ощущение необыкновенного простора. Иначе, объемнее и торжественнее, здесь звучал хор певчих. Но удивительнее всего – чувство, что среди нас в этом храме – Господь, который питает и насыщает алчущих, врачует от телесных и душевных болезней, учит и наставляет.

Во вновь освященном храме Божественная Литургия будет совершаться не только положенные по уставу семь дней подряд. Все службы – и будничные, и праздничные – теперь будут совершаться здесь. Более того, не только утренние, но и вечерние службы станут ежедневными, а в воскресные дни будут служить две Литургии, раннюю и позднюю.

Татьяна Нилова