Торжество православия


Еще в Эдемском саду враг рода человеческого соблазнил Еву ложным учением о том, якобы люди станут равными Богу, если отведают плодов древа познания добра и зла. И по сей день, как заметил праведный Иоанн Кронштадский, «бесчисленные ложные учения, ереси, секты и расколы разлучает навеки людей от Бога». Существуют даже ереси внутри православия. Пожалуй, самое распространенное сегодня в православной среде ложное представление о собственной принадлежности к вере и церкви тех, кто, хоть и был крещён, никогда в церковь не ходит, имея «веру в душе». Многие ищут Бога, но не находят Истину – и тогда впадают в ересь. Вариантов здесь много.

История праздника первой седмицы Великого поста – Торжества православия – берёт свое начало в IX веке, когда в Греции были осуждены и побеждены иконоборцы. После VII Вселенского Собора христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!» Православная икона – одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. Господь – Творец «видимых и невидимых». «Эти два мира, — писал священник Павел Флоренский, практически наш современник, – мир видимый и мир невидимый соприкасаются. Однако их взаимное различие так велико, что не может не встать вопрос о границе их соприкосновения. Она их разделяет, но она же их и соединяет». Эта граница, будто окно в духовный мир, которое можно наглухо закрыть или же широко распахнуть, – икона. Иконы почитали ещё первые христиане. Апостол Лука написал образ Богородицы на крышке стола, за которым проходила их трапеза, и сама Пресвятая Дева благословила написанный лик. А образ Спасителя появился ещё при его земной жизни, когда Он, умывшись, вытер своё лицо, и изображение чудесным образом перешло на ткань. И сегодня мы молимся в храмах перед иконой Праздника, почитая её и радуясь, исповедуя подлинность Боговоплощения, стирающего привычные метафизическому мировоззрению границы.

Православная вера – для многих достояние традиции, объединяющей прошлое и будущее. Когда православие становится личной верой, человек приближается к Истине. Суть Православия состоит в том, что Бог стал человеком, чтобы, через восприятие падшего человеческого естества, спасти его от власти греха и привести к обожению. Ради этого произошло подлинное, не мнимое, соединение полноты Божественного естества с полнотой человеческого естества в ипостаси Сына Божия. Все без исключения ереси пытались оспорить этот догмат. Смысл всех ересей в том, что, либо соединение Божественного и человеческого естества не было подлинным, но мнимым, либо с божественным естеством соединилось не все человеческое естество, а лишь какая-то его часть, и потому другая его часть осталась вне спасения, потому что, по известному богословскому принципу, что из человеческого естества осталось не воспринятым божественным естеством, то осталось неизлеченным от греха. Но православная вера – это праздник души, и на этом празднике она может жить по Евангелию, участвовать в Таинствах и жизни Церкви, молиться, т.е. быть близкой Спасителю.

Сегодня Церковь торжествует над ересями и безбожием. Но это не торжество православ-ных над другими вероисповеданиями или другими людьми. Это победа Божия над грехом – Гос-подь в нас побеждает, и в нас открывает Истину, чтобы даже из малого знания о Боге мы могли строить свою жизнь сообразно с Духом Святым.

Татьяна Нилова