Когда молчание – золото…


Вторая неделя Великого поста – время, когда мы можем подумать о необходимости просветления нашей души. Нет нам нужды в просветительском знании, обогащающем и тем самым отягчающем человека, но есть нужда просветления внутреннего, достижимого постом и молитвой.

Невозможно нам, грешным, постичь Господа. Бог не познаваем как сущность. Но мы может познать Его энергию, ведь в каждом Своем проявлении Он присутствует полностью. Григорий Палама, чей монашеский подвиг Церковь вспоминает и ставит нам в пример на второй неделе Великого поста, создал учение о фаворском свете. Святитель учил людей, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет». Связь Бога и человека можно сравнить со звучащей музыкой, которая не является частью музыканта, но в то же время является осуществлением его творческого замысла и звучит лишь благодаря творческому действию её исполнителя.

Будучи епископом, Григорий Палама жил отшельником: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Венцом духовного подвига святителя Григория стало его очищение от всего плотского и такое возвышение духа, что он удостоился осияния Небесным Светом, какой открылся апостолам на горе Фаворе во время Преображения Христа. Достигший просветления, каждый человек преображается, становится проводником зримых божественных энергий, или "фаворского света". В высших проявлениях духовной жизни человека реально участвует не только его душа, но и тело. Одно из этих проявлений – молитва.

«Надо блуждающий во вне по предметам чувственного мира ум вернуть внутрь своего тела, а оттуда направить его к Богу», – писал Святитель Григорий. Христос преобразился на горе Фавор телесно. Так и телу человека, освободившись от страстей, должно стать достойным вместилищем Духа. Ведь бесстрастие освобождает ту духовную энергию, дремлющую в человеке, которая питает молитву и через нее приобщает человека к Божественному свету. Святые отцы замечали, как по мере приближения человека к познанию истины он становится менее подвержен действию чувств и постоянно движется к рассудительному молчанию. А по мере приближения его к образу жизни мира сего в служении своем приобретает он горячность и возбуждение чувств. Этой цели служит и подвиг молчания и непрестанность молитвы в сочетании с физическим трудом. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, проповедуемой нам святителем Григорием Паламой, получило название исихазма – от греческого слова «покой», «молчание».

Тишина возвещает о Боге. Так, молчание Захарии сопровождало явление в мир младенца Иоанна, будущего Крестителя. Это знамение от Бога свидетельствовало людям, что совершается нечто великое. Молчание это завершилось, когда старец нарек имя новорожденному. Ещё пример тишины вещественной как выражения глубины Богообщения мы видим в известной молитве «Свете тихий», которая обязательно присутствует в вечернем богослужении. Древние христиане, воссылая благодарность Богу о прожитом дне при наступлении вечернего света (т.е. времени, когда возжигали светильники), пели: «Свете добрый». Верующие возносили свою мысль от естественного света светильников, освещающего тьму, к Свету духовному, Свету Божественному – Сыну Божию. И по сей день «Свете тихий» – благодарность молящихся за возможность лицезреть Христа, невечерний свет и Солнце правды. Ещё одно свидетельство тишины, вмещающей всю полноту мироздания, – Икона Спасителя «Благое молчание» (на изображении). Большинство икон дают нам представление о том, каким Христос был на земле: младенцем, отроком или мужчиной в возрасте проповедничества. Образ «Спаса в силах» отображает Второе пришествие. И только икона Спаса «Благое молчание» отражает предвечное бытие Христа до Его воплощения на земле. Этот образ Христа символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти. Знаменитые слова преподобного Исаака Сирина о том, что «слова суть орудия мира сего, а молчание есть тайна будущего века», предвосхищают наше знание о том состоянии, когда все слова излишни.

В удивительное время Великого поста, данное нам для покаяния и постижения собственной души, и мы должны стяжать в своем сердце эту особенную тишину для особой молитвы. Каждый че-ловек – это двери, возле которых стоит Христос и стучится, слушая, ожидает, отворят ли Ему. Душа требует тишины, чтобы разглядеть нам Господа в сердце своем. Удостовериться, что Христос именно там! И эта торжественная тишина Великого поста, исполненная Божественного Света, ждёт пламенного движения души каждого из нас. Чтобы и нам приобщиться к тайне Божественного Света и увидеть Христово Воскресенье.

Татьяна Нилова