«Чтобы душа стала Христовой…»


Когда юная девушка, одетая по моде, – а это уж точно не в длинную юбку и платок, приходит в храм, кто-то обязательно посмотрит на неё с осуждением, а кто-то сочувственно подумает: «Хорошо, что пришла». Зачем ей в храм: поставить ли свечку, чтобы попросить хорошую оценку на экзамене или помощи в трудной жизненной ситуации, – можно судить по количеству времени, которое она проведет в храме. И наверное можно сказать, что случилось чудо, если она пришла в храм к Богу, и пробудет в нём всю службу, покается и причастится. Путь духовного становления и взросления занимает много времени и требует усилий. В пятую Неделю Великого поста Святая Церковь прославляет преподобную Марию Египетскую и приводит нам на память ее жизнь — в назидание. Назидательный и удивительный пример жития преподобной Марии в том, она в один час пришла в полное духовное созна¬ние и перешла из одного мира в другой: из мира мечтаний в мир действительности.

В молитве преподобного Ефрема Сирина, проникновенные слова которой очищают нашу душу на протяжении всего Великого поста, вместо «праздности, уныния, любоначалия и празднословия» мы просим Господа, чтобы стяжать нам дух «целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве». Надо понимать, что это два кардинально противоположных видения мира и способа жизни в миру. Между первым и вторым – огромная пропасть. Мостик между ними – это молитва и покаяние. Современный человек, живущий в постоянных стрессах, желающий заработать и получить материальные блага, находится в духовной праздности и лености. Желая преуспеть, быть в центре внимания, расточая себя в интернет-социуме, – герой нашего времени, притягателен, но греховен и, по правде говоря, несчастен. Среди нас – множество людей, которые, пользуясь свободой, свое¬вольно и безотчетно, наподобие несчастной Марии, ни перед чем не останавливаются и бесстрашно бросаются на неведомые им волны житейского моря, увлекаемые страстями и мечтами. В этом же духовном состоянии пребывала преподобная Мария Египетская до обращения к Богу. Женщина, свободно обращающаяся со своим целомудрием и полагающая, что живёт вольной и счастливой жизнью, ошибается в главном. Она не может стяжать дух терпения и любви. И этот круг – замкнутый. Обо всем об этом мы просим Господа, «не даждь ми». Но всё это уже существует в объективной действительности. Мы же не должны становится заложниками духовной праздности.

Житие Марии Египетской уже было прочитано Церковью на прошедшей неделе Великого поста. Священномученик Серафим Чичагов, новомученик российский, в своей проповеди «О призыве Божием» писал о преподобной Марии Египетской следующее: «Вблизи двигалась веселая моло¬дежь из местных жителей, имея впереди себя простую египтянку необыкновенной, поразительной красоты. Стройная, высокого роста, с шарфом на голове, с чрезвычайно длинными волосами, она привлекала к себе внимание толпы. Хотя ее свободное обраще¬ние с молодежью, резкие движения и смелые речи вызывали осуж¬дение паломников и богомольцев, но все невольно заглядывались на ее поразительно красивые черты лица». На «Мариином стоянии» мы слышали о том, как прибыла она в Иерусалим, приплыла из Александрии на корабле с паломниками, но не для поклонения святым местам. Среди них было много молодых людей, и это лишь подталкивало её ко греху. Ни вид святого храма, ни земля, освященная стопами Хрис¬та, ни духовное настроение паломников не остановили ее пред дурными замыслами. Когда же храм отворили, и народ двинулся в притвор, невидимая сила удерживала её, и Мария не могла войти. Она стала плакать и молиться. И свет Божий озарил её сердце и открыл Марии её грехи. После молитвы Мария свободно вошла в церковь и поклонилась на Голгофе Животворящему Кресту Христову. Когда она подошла ко Кресту на Голгофе, то ясно осознала, что Сын Божий свидетельствует ей Своими крестны¬ми страданиями о том, что она не ошиблась, что Он взял с Собою на Крест все ее грехи, что она уже искуплена и прощена, если только навсегда отречется от прежней жизни и сделается Христовою. Христос всегда действует в жизни человека через Благодать, призывает к вразумлению и покаянию, и именно тог¬да, когда люди начинают гибнуть в волнах житейского моря.

И когда Господь простил Марию, то и Мария ради Него отреклась от всего, что было в её жизни раньше. От духа «праздности, уныния, любоначалия и празднословия» она через полное принятие воли Божией постом, молитвой и покаянием стала стяжать дух «целомудрия, смирен-номудрия, терпения и любве». Этот путь очень трудный. Житие Марии свидетельствует: «Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через семнадцать лет наступило время покоя». Подвиг её покаяния уникален: сам Господь помиловал её и призвал к покаянию. Из грешницы она стала праведницей. Уже по прошествии сорока семи лет старец-инок Зосима, встретив Марию в пустыне ночью, видел своими гла¬зами, как она на молитве подымалась на воздух, а потом, через год, как она перешла к нему по Иордану поверх воды, когда он ждал её со Святыми Дарами для её приобщения.

На этой неделе Великого поста православная церковь достигает полноты покаяния. Мария Египетская не могла войти в храм именно из-за своей греховности. Принести покаяние, не оставив прежней греховной жизни, невозможно. Духовное очищение начинается с телесного. Нам следует помнить, что тело христианина чисто и свято, оно сродни Телу Христову, омыто водою крещения, помазано святым миром, причастно животворящим Христовым тайнам. Мы же, не радея о теле, хотим сразу очистить свою душу. К грешникам Христос стоит ближе, чем к праведникам. Но мысль о том, что Христос умер за нас на кресте и все наши грехи прощены, всеобъемлет человека и в то же время усыпляет в нём деятельную веру. Будем же помнить о своей духовной обязанности трудиться: каяться, отрекаясь от прежней жизни, чтобы душа наша стала Христовой.

Татьяна Нилова