Верую… для себя


«Верую… для себя». То есть хожу в храм, знаю последовательность службы, жития некоторых святых, основные молитвы, иконы храма, при случае езжу в паломнические поездки… Святых отцов читаю мало: живу тем, что прочёл когда-то. Сама служба как бальзам для души – умиротворяет, даёт силы. Как точка отсчёта, которая всё возвращает на круги своя. Но проходит Божественная Литургия, и кажется, что остается некая недосказанность. Наверное, из-за того, что напряженность литургической жизни скорее зависит от жизненных обстоятельств. Время для храма приходится выбирать. Случается, ловлю себя на мысли о том, что каких-то важных моментов своей веры и не понимаю ещё, но уже свыкся с привычной чередой церковных будней и праздников. Молюсь о ближних, но живу духовно замкнуто». Такие мысли довольно часто могут одолевать многих успешных в миру православных. Человек как будто останавливается в духовном развитии. Ему кажется: вот-вот что-то должно произойти. Пусть это будет мощный толчок изнутри, или же действенный пример того, как строить свою духовную жизнь дальше.

Каждый из нас однажды уже уверовал во Христа, чтобы обрести жизнь вечную, чтобы спасти свою душу. Но вера наша крепнет и душа духовно возрастает, исходя из тех духовных впечатлений, которые человек получает. Есть православное «младенчество» – период неофитства, когда душа способна впитать настолько много, что привычная жизнь его полностью меняется. После духовного горения наступает время спокойствия и духов-ного исполнения взятых на себя после Крещения обязательств. Так, для верующего становятся привычными молитвенное правило и внутренняя молитва, исповедь, причастие Святых Христовых Тайн на воскресной Литургии. Потребностью становится заботиться о ближних, творить милостыню, бороться с одолевающими страстями. И вот на этом этапе через некоторое время человеку может не хватить духовных сил. Когда на место духовного горения, стремления изменить свою жизнь и мир вокруг приходит церковный «обиход» – обычная жизнь, с ежедневными послушаниями, молитвами и трудами, мы забываем про борьбу с грехом. И вместо духовного роста испытываем духовное томление и ожидание.

Отчужденность как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленность происходящего, одолевающее людей, далёких от веры, привносится в православную среду как дух времени. Это происходит оттого, что даже в вере мы предпочитаем себялюбивое одиночество единству с Богом и православной соборности. Однако, даже самый здоровый эгоизм не совместим с православием. Пример Христа, когда Он собирал вокруг себя тысячи для проповеди Слова Божия, – это пример для каждого верующего. «И так идите и научите все народы», – велел Иисус апостолам, тем самым вменяя в обязанность верующим миссию проповеди Евангелия. Но если бы Христос только словам учил людей, много ли последователей было бы у христианства? Прежде всего, пример Его жизни вдохновил апостолов на служение, простых людей – на мученичество, монашество, на духовный подвиг. Поэтому «вера для себя», когда человек уже осознал постоянное присутствие Бога в своей жизни, равносильна тому, чтобы хранить зерно в закрытом сосуде вместо того, что сеять. «Вера для себя» должна стать «верой для других».

Православие – это не форма отчуждения в современном обществе. Это путь духовного обретения. Деятельная вера, наполняющая жизнь смыслом сострадания к ближнему, постоянным внутренним противостоянием греху, созиданием, миротворчеством, духовным совершенствованием, даёт нам возможность обрести себя.

Татьяна Нилова