Иконостас

«Молитва — доказательство моей разумной Личности, моей богообразности, залог моего будущего обожения и блаженства». Иоанн Кронштадский.


Когда душа жаждет Бога, человек всегда идёт молиться в храм. Именно здесь, перед множеством икон, в незримом присутствии изображенных на них святых, ничто не мешает нам испросить благодати Божьей. Даже если человек в храме один, его не покидает чувство соборности: взгляды Спасителя, Богоматери и святых, обращенные с икон, достигают самого сердца и лишь усиливают ощущение, что храм, даже пустой, остается благодатным местом, где, по словам Христа, «двое или трое собраны во Имя Мое». Удивительное чувство доверительно-го личного общения не покидает стоящего перед иконой. Созданный по образу и подобию Создателя, человек, общаясь с Богом в молитве перед иконой, очищается и становится светлее. Молитвенное созерцание святых образов приближает человека к духовному миру – и тем самым приводит к пониманию истинного предназначения человека: каждый призван стать иконой Божией.

Иконы для иконостаса вновь построенного храма Покрова Божией Матери по ста-ринной технологии пишут опытные мастера, выпускники иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры. Над каждой иконой работа проходит в четыре этапа. Вначале готовят доску, а точнее идеальную деревянную поверхность. Затем на неё наносят грунт или лев-кас, приготовленный из порошка мела с клеем. Поверх левкаса идёт иконописная живопись: на канонический рисунок наносят специально приготовленные натуральные краски. И наконец наносят поверхностный слой, покрывающий икону тонкой пленкой отвердевшего растительного масла (олифой), чтобы защитить живопись от внешних воздействий. Просто подготовка доски к работе – достаточно длительный процесс. Но ведь нужно подгото-вить не только доску. Прежде всего, необходима молитвенная подготовка. Иконопис-цем может стать не всякий, а только благочестивый, чистый душой, особо одаренный мастер и писать иконы он должен «с сокрушением сердца и слезами покая-ния в любви к Богу». К таланту живописца остается прибавить умение не отступить от оригинала и соблюсти все иконописные каноны. И тогда изображение становится иконой – духовным откровением, явленным в миру и выраженным в красках.

Появление каждой новой иконы в храме – значимое событие. Строгий, из дорево-люционного прошлого, взгляд Святителя Николая с недавно появившейся в Покровском храме иконы назидательно провожает прихожан у выхода и смиряет даже расшалившихся у притвора детей. Призывают же к молитве и тепло встречают верующих глубокие, отра-жающие небывалую гармонию духовного мира, краски святых образов иконостаса. На праздник Вознесения Господня в иконостас была помещена свеженаписанная икона Смоленской Божией Матери. Чудотворных, особо чтимых списков с неё насчитывается более тридцати. По Церковному преданию, она была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Богоматери. Икону освятили в храме Покрова Пресвятой Богородицы на праздник Вознесения Господня. Это событие имеет для нас огромное духовное значение: путь на небо открывает для нас вознесшийся Христос и путь на небо может открыть для нас молитва к Той, Которая молит Сына Своего о нас. Видимые образы горнего мира – воскресший Христос и лик Богородицы – наставляют нас в духовности, в стремлении к «победе над плотью», в сугубой молитве.

Иконостас – это «лицо» храма. По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий. Классический русский высокий иконостас, уста-новленный в Покровском храме, состоит из пяти ярусов. Постепенно он будет весь запол-нен иконами. Порядок заполнения иконостаса традиционен. Царские врата, дьяконские двери и местный ряд уже заполнены. На Царских вратах – образы четырех евангелистов и икона Благовещения. Над Царскими вратами – Тайная вечеря. Справа от Царских врат – Спаситель Пантократор и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. Слева – Богоматерь Одигитрия и икона особо чтимого святого. В нашем храме это икона Святой Троицы. К празднику Святой Троицы в храме был украшен второй ряд иконостаса. Это иконы, изображающие Христа и обращенных к Нему Богородицу, Иоанна Предтечу, архангелов, апостолов и святых («деисусный» чин). Следующий ярус – праздничный, слева направо он будет изображать двунадесятые праздники. В четвертом ряду будут располагаться иконы пророков. В центре этого ряда канонически располагается икона Божией Матери «Знамение», изображающая Богородицу с воздетыми в молении руками и Младенцем. Завершающий, верхний ряд будет изображать праотцев от Адама до Моисея. В центре этого ряда расположится икона «Троица Ветхозаветная». Венчает иконостас Распятие.

Иконы хранят в себе молитвы. Перед ними молятся всегда, когда того требует душа, в печали и в радости. Так они становятся намоленными, и через них проявляется сила Божия. От икон всегда приходит благодатная сила, избавляющая от грехов, спасающая от скорбей. «По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиною, пред святой иконою, например, Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, – замечал святитель Иоанн Кронштадский. – Молитесь пред иконой Спасителя, как бы пред Ним Самим»!

Татьяна Нилова