Вместо молитвы – новости?


Утренние новости. Текучее русло информационного потока, текущее в сознание или же мимо… о текущем мгновении. Будто бы отражающее картину событий в мире, как вода в реке отражает природу вдоль берега. Кажется: вот это пространство рядом, близко и можно прикоснуться… Но нужно выключать телевизор или онлайн вещание и спешить на работу, чтобы окунуться в водоворот привычных будней. Вечером – тоже новости. И вовсе не обязательно мировые или региональные. Можно из социальных сетей, чтобы постоянно быть в курсе событий. И вроде бы ничего плохого в этом нет, если бы не одна простая закономерность. А точнее, эффект подмены, который явственно заметен верующему и воцерковленному человеку: мы заменили молитву на новости. Непрестанное, личное общение с Богом – на принадлежность к информационному обществу. И куда же мы плывём в общем потоке?

Начинать день с молитвенного правила или с чашки кофе с утренней газетой – две большие разницы. Наполнить ли себя духом благодати Божией, призвать ли в грядущий день волю Господа или праздно лишить себя присутствия Божия, любопытствуя о том, что вовсе не касается главного – спасения христианской души. И то, и другое со временем становится привычкой, обогащающей или же обкрадывающей душу. Молиться надо начинать с утра. Как на мельнице: что с утра засыпал, то весь день и будет молоть-ся. Мы же, находясь в русле новостей из чужих жизней, обесцениваем собственную: соизмеряем, сравниваем и действуем с тем, чтобы превзойти сложившуюся реальность, вознестись над другими. «Предупреждён – значит вооружён». Вооружён гордыней, завистью или же унынием и злобой.

Давайте посмотрим, чем же отличается информационное общество от духовного, от церковной общины. Само по себе информационное общество использует информацию как средство взаимодействия между его членами. Объединение членов такого общества происходит путём обмена информацией, где человек – лишь единица потребления информации. Информационные потоки обеспечивают ресурсами и современную экономику. Заметьте, если Вы отправляетесь на работу в офис и преимущественно заняты обработкой или классификацией некой информации на одной из иерархической ступеней уровня её сложности, Ваш труд задействован в экономической модели информационного общества. В быту высокая информационная культура людей влечёт за собой постоянный рост заинтересованности именно в новой информации. И человек принадлежит уже не себе, но многочисленным пользователям информации. Создание единого глобального информационного пространства напоминает хаотичный клубок информационных связей. Со временем глобальное информационное пространство разрушает личное.

Духовное общество устроено иначе. Здесь личное пространство необходимо как раз для того, чтобы приблизить себя к Богу. И любое иное многознание лишь мешает. Объединение членов духовного общества может быть неявным, т.к. совершается в Таин-ствах. Кроме того, путь каждого человека к Богу – уникален. И множество вариантов ду-ховного поиска, ведущих к Богу, скорее напоминают солнечные лучи, стремящиеся к единому центру. Но внутренняя живая жизнь наедине с Богом незаметна окружающим. Владыка Панкратий, наместник Валаамского монастыря, как-то заметил: «Самая хорошая новость для монастыря, когда никаких новостей нет. Когда идет спокойная, размеренная монашеская жизнь, и ничто ее не беспокоит». Отсутствие внешних новостей говорит об иной направленности деятельности такого общества. Оно не стремиться к внешнему развитию, не ищет преумножения преходящих благ, но ищет Бога, и для того сообща трудится духовно. Здесь молитва и труд идут рука об руку, это «два весла, которыми нужно грести одновременно». А потому повседневные наши занятия не могут мешать молиться: трудишься – и молись.

Непрестанная молитва – обязательное условие духовной жизни и духовного роста. Многие скажут, что времени на молитву нет. Но это самообман. Время, предназначенное для внутренней молитвы, мы часто проводим, пробегаясь глазами по новостным заголовкам социальных сетей и информационных сообщений. Но это псевдообщение и лишь иллюзия причастности к реальным событиям. А если у нас не будет общения с Богом, то что же будет у нас с Ним общего?

Татьяна Нилова