Святое Богоявление


«Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан». Два тысячелетия назад Иоанн Предтеча после поста и странствий в пустыне пришел на реку Иордан. В ней иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь Иоанн стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было прообразом таинства.

Через некоторое время к берегам реки пришел сам Иисус и попросил Иоанна крестить Его. Тот пришел в недоумение и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Христос ответил: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда при крещении Господа явилась миру святая Троица: Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Само чудо Богоявления и то, что Бог явил Себя человеку, явственно доказывает, насколько Он и Царствие Небесное близки к нам. С этого дня начался крестный путь Христа. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп и Нафанаил.

Со времен крещения Самого Христа до наших дней в ночь на Крещение Господне, как говорит Предание, освящается все водное естество. И вся вода становится подобной водам Иордана, в которых был крещен Господь. Мнение о том, что в момент Крещения вода святая везде, справедливо. Если бы вода становилась святой только там, где ее батюшка освятил, это было бы какое-то рукотворное чудо. Дух же Святой дышит, где хочет. Освящение воды в храмах — видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле. Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит к древнехристианской практике крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

«Днесь овящается вод естество…», т.е. вода освящается не только в храмах, но и по всей земле. Каждый верующий берет эту воду домой. У кого-то она так и простоит вплоть до следующего праздника где-то на полке в кухонном шкафу. Для кого-то эта святыня станет источником духовных сил, по мере того, как человек будет стараться изменить себя и свою жизнь для Бога. Как использовать крещенскую воду в течение года читаем в «Настольной книге для священноцерковнослужителей» С.В. Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 года). Святитель Кирилл Иерусалимский в своих «Поучительных беседах» так говорил о свойствах Святой воды: «Вода очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом, омытым водой чистой. Итак, когда сойдешь ты на воду, то не простую воду представляй себе, но от действия Святого Духа ожидай спасения».

И всё же – святая вода не смывает грехи, даже если на Крещение искупаться в проруби. Душа очищается лишь покаянием. Когда Иоанн Креститель проповедовал иудейскому народу, то, народ спрашивал его, что же им делать, как жить дальше. Иоанн отвечал: «У кого две одежды, тот дай нищему, и у кого есть пища, делай то же». Мытарям, пришедшим креститься, Предтеча ответил: «Ничего не требуйте более определенного вам». Воинов наставлял так: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием». Он учил народ Израиля обходиться малым и действенной любви к ближнему. Будем же и мы трудиться духовно, чтобы и мы могли принесли Господу достойные плоды покаяния.

Татьяна Нилова