Крещёный… по статистике, или Православный по факту


Сегодня молодые приходят к вере не с чьей-то лёгкой руки. Это происходит в тот момент, когда человек, уже прочувствовавший мир в динамике, начинает искать смысл, который не лежит на поверхности. И бесценно то, что для современной молодёжи открыта дорога к храму. В наше время молодые люди приходят ко Христу… уже крещенными. В целом, ситуация стандартна: чадо крестят в младенчестве и мама, пока имеет возможность, ходит с ним в Церковь. Но по мере того, как ребенок взрослеет, у каждого могут появиться совершенно другие интересы. У восприемников, как это часто бывает, не всегда есть возможность духовно наставлять своих крестников. И если семья не воцерковленная, у крещенного в раннем возрасте человека очень мало шансов стать христианином в должном смысле этого слова. Такое православие по факту подобно состоянию сына, оставившего своего отца, в известной притче. И все же – это возможность однажды вспомнить Бога. Ведь рано или поздно происходит то, что заставляет человека обратиться ко Христу. Так начинается путь вхождения в церковь, воцерковления – и жизнь человека приобретает новое качество.

Современное молодое поколение является православным по факту, но отнюдь не по духовным своим устремлениям. Если в молодёжной аудитории задать вопрос: «Кто здесь крещён?», порядка 90% поднимут руки. Они не ходят в храм, но обязательно носят крестик. Т.е. статистически потенциал православия заложен в каждом, благодаря Таинству Крещения. Думающий молодой человек когда-нибудь задаст себе вопрос: «Крещён – а что же дальше?» А дальше стоит вопрос собственно о духовности личности и напряженности литургической жизни. Но сразу следует оговориться, что делить молодежь на православных и не православных – подход в корне неверный. Существенная разница лишь в том, что воцерковленный человек отличается от невоцерковленного и внешне, и внутренне, и образом жизни.

Всё больше и больше молодых людей становятся носителями христианских моральных ценностей, миротворцами, мыслящими соборно и готовыми включиться в духовную борьбу, чтобы сделать мир живым и гуманным. И получается, что путь к храму – это путь к самому себе. Тот, кто решается принять христианское мировоззрение, постепенно приводит всю свою жизнь к единому знаменателю православной веры. Согласитесь, абсурдно, если в семье человек живёт по евангельским заповедям, а на работе или в кругу друзей отметает все нормы морали и нравственности. Со временем церковь охватывает все сферы жизни человека, который раньше был «просто крещён», без исключения: это и личная жизнь, и семейная жизнь, и образовательный процесс, и культура, и профессиональная деятельность. И если проанализировать, что так разительно отличает воцерковленного человека от невоцерковленного, – это понимание жизненного успеха и жизненных целей. Акценты смещаются от стремления достичь статусного места под солнцем, измеримого количеством материальных ценностей, до внутреннего достижения Божественного промысла о себе, измеримого благодатью. Это совершенно иная забота уже о совершенно другом будущем.

Молодежное служение в храмах сегодня направлено именно на воцерковление. Коэффициент полезного действия приходской молодёжной организации измеряется не столько количеством её членов, сколько общественной работой и внутренней сплоченностью. Принимая участие в приходской жизни, юноши и девушки приобретают необходимый пример, духовное руководство и опору. В силу известных исторических событий прошлого столетия преемственность ценностных ориентиров и веры, формирование православного мировоззрения происходит сегодня в самой церкви. Это сложнее, ответственнее, но и результативнее, когда весь Закон Божий мыслится как исполнение важнейших заповедей: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Сама же Церковь мыслится в этом же ключе: это место для молитвы и совершения Таинств, место, дающее возможность человеку приблизиться к Богу, а также благодатное поле для деятельности, исполненной любви к ближнему. Вот в эту православную церковь и приходят воцерковляться крещённые. И если вместе с церковью вспомнить притчу, в которой отец встречает своего сына, пришедшего с покаянием и осознавшего, что выбранный им путь был ложным, можно искренне порадоваться за тех, кто вновь обретает Христа: «…нам надо радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15: 32).

Татьяна Нилова