Великий пост – путь покаяния

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»


«Духовная жизнь очень проста и легка. Это мы сами, подвизаясь неправильно, её усложняем». Эту максиму Паисия Святогорца необходимо применять и к Великому посту. Чистое сердце всё мыслит просто, и эта простота заключается в благом уповании на Бога, в надежде и уверенности в Спасителе. Душа от всего земного должна направиться к Богу. В этом и труд, и смысл Великого поста.

Часто человек пребывает в одних и тех же грехах, которые исповедует исповедь за исповедью. Исповедует и с искренностью, и с отчаянием от собственного бессилия перед гре-хом. Но грех, ставший привычкой, все равно остается. Случается, что, покаявшись, творит добрые дела и радуется своему милосердию – и незаметно снова впадает в привычный грех, равносильный сделанному добру. Так мы строим и сами же разрушаем ту самую лествицу, по которой могли бы приблизиться к Богу. Потому пост для нас – вовсе не абстрактный труд, результат которого невозможно предсказать. Напротив, все свои усилия следует направить на покаяние, чтобы сдвинуться с «мертвой» точки греха. Вот уже прочитан в храмах Покаянный канон преподобного Андрея Критского, и душа каждого, будто камертоном, уже настроена на покаяние, на духовное возрождение.

Путь поста всегда связан с верою и дерзновением. В то же время пост обязательно должен быть деянием свободной воли и любви к Богу. Молитва преподобного Ефрема Сирина, которую читают на богослужениях Великого поста, подсказывает нам способы покаяния и указывает на необходимые аспекты духовного подвига кающегося: «…Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Без праздности душа не знает уныния, не искажает данного Богом зрения мира, о котором Господь заповедал человеку радоваться. Без властолюбия, или любоначалия, ближние не становятся средствами для достижения ложных целей, а человек мнит себя властелином собственной жизни вместо Бога, чувствует к брату своего что угодно – от осуждения до равнодушия, только не любовь. Это выражается и в даре слова, которым сполна владеет человек. Данное для молитвы, общения с Богом и друг с другом, познания мира, созидания, прощения, покаяния слово, соединенное с грехом, лишается божественной природы, становясь праздным и лишенным любви. Оно может манипулировать, перегружать ненужными сведениями, нести разрушение или обман. То самое слово, которое «…было у Бога, и Слово было Бог».

Покаявшись, душа обретает целостность с Богом и становится на путь подвига целомуд-рия. «…Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Отпуская бремя греха, человек приближается к Богу. И должен принять другое бремя, которое «легко есть», чтобы не возвратится к привычному греху. Нравственная сила человека, его духовная устроенность, сообразность помыслов поступкам – все зависит от добродетели целомудрия. По словам Ефрема Сирина, «целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его во плоть». Обретая целостность ума, сердца, духа и тела в молитве покаяния, человек вооружается смирением, а вместе с ним – и благодатью Божией. Смиренномудрие – это созерцательный образ мыслей, картина мира, когда ум человека, отдавшись воле Божией, во всем следует Христу и видит во всем происходящем промысел Божий. Вместо мирской суеты он преуспевает в терпении. Душа успокаивается в Боге, претерпевая обиды от ближних, раздражение и неурядицы. И если видит такой человек в ближнем некое несовершенство, то захочет покрыть его любовью. Только тогда возможно «зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Одухотворенная любовь – именно тот бесценный дар, который мы просим у Господа в молитвах и ради которого очищаем свою душу от греха.

Человек должен почувствовать необходимость поста для себя. Должен захотеть поститься не просто, ограничивая себя в пище, но поститься именно в покаянии. Этот пост назван Великим по его значимости для души: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя...» (Ис. 58: 6). В храмах же в одном из текстов Великого поста читают: «Чадо Божие! Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело». Когда мы полагаемся на Бога, невозможное становится нам возможно. Почувствовать себя человеком духовным можно, ополчаясь и воинствуя против праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Против лености и вялости души. Против расслаблен-ности духа. И если это не так, значит, мы миримся с нашим порабощением привычкам и страстя-ми, не осмеливаясь бросить им вызов. Но соблюдая пост, человек сохраняет верность Богу.

Татьяна Нилова