Исторический очерк Николо-Угрешского монастыря


Наш приход собрался в паломническую поездку в Николо-Угрешский монастырь. В связи с этим уместно рассказать, что это за обитель.

Николо-Угрешский монастырь — один из древнейших в Московской земле, он основан более шести веков назад. Обитель была возведена в честь святителя Николая Чудотворца в год знаменательной победы русского оружия — битвы на Куликовом поле. В августе 1380 г. Московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты и праправнук святого князя Александра Невского, будущий благоверный князь Димитрий Донской, шел из Москвы на битву с «нечестивым Мамаем» и остановился с войском для отдыха на берегу Москвы-реки. Внезапно на дереве он увидел дивное сияние — это был образ Николая Чудотворца, который князь с благоговением принял. «Сия вся угреша сердце мое», — воскликнул князь и дал обет воздвигнуть здесь монастырь, что и сделал после победы. Так говорит предание, запечатленное в анналах монастырской истории с XVII в. Явление чудотворной иконы святителя Николая благоверному великому князю Димитрию Донскому (сегодня она хранится в запасниках Третьяковской галереи) 22 августа празднуется как день основания обители. Возможно, на создание монастыря было получено благословение преподобного Сергия Радонежского. А именем Угреша была прозвана местность.

В 1430-е гг. обитель (точнее, угрешский игумен Иона) попала на страницы летописи — это первое письменное упоминание о монастыре. Изначально монастырь был ктиторским, т.е. принадлежал великому князю. В XVI в. в обители существовало три церкви: Никольский собор, храм Спаса Нерукотворного (упразднен в XIX в.), Успенская церковь. Древнейший храм обители — Никольский собор — во все времена был главной святыней, историческим и композиционным центром Угрешского монастыря. Точное время его строительства неизвестно, исследователи приводят даты от конца XIV в. до начала XVI в. Храм был разрушен в 30-е гг. XX в. и воссоздан в наши дни. Храм Успения Пресвятой Богородицы с комплексом царских и патриарших палат XVII–XIX вв. в наши дни является самой древним сооружением Николо-Угрешского монастыря. Долгое время в Успенской церкви находилась икона Пресвятой Богородицы «Взыграние Угрешское», явившаяся в 1795 г. (сохранились только списки).

Обитель стояла на водном пути в Москву с юга и выполняла роль речных ворот Москвы. Ее история, как и многих пограничных монастырей и городов, многострадальна, она не раз горела, разорялась, занималась врагами Руси. В XVI в. ее опустошил хан Мехмет Гирей; в смутное время здесь находился Лжедмитрий I, позже отряды Ивана Болотникова; в 1812 г. монастырь был занят отрядом армии Наполеона. В конце XVIII в. здесь свирепствовала чума, почти все монахи умерли, была сожжена значительная часть документации.

Но несмотря ни на что монастырь креп, строился, расширялся. Его посещали многие царственные особы, патриархи, выдающиеся деятели русской истории, в него делались богатые вклады, которые сегодня хранятся в музейных собраниях Московского Кремля, Русского музея, Государственного Исторического музея, Московского государственного объединенного музея-заповедника (быв. музея Коломенское) и др. В годы правления первых царей династии Романовых Николо-Угрешский монастырь был излюбленным местом царских богомолий. По известным сегодня источникам, царь Михаил Федорович посетил Угрешу не менее 12 раз (причем в некоторые годы шел пешком), а царь Алексей Михайлович — не менее 23 раз. Эти «Угрешские походы» нередко совершались в монастырский престольный праздник — день святителя Николая (9/22 мая). В 1620 г. царь Михаил Федорович писал из путешествия своему отцу патриарху Филарету: «…Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея Руссии челом бьет. По благословению, государь, вашего святительства, по обещанию же нашему, во обители великаго Чудотворца Николы всенощная пения и утренняя славословия и молебная благодарения принести и божественная литоргия слышати сподобихомся».

XVII в. — период расцвета обители: строятся каменные храмы, пишутся иконы, здесь трудился прославленный изограф Симон Ушаков. Июнь 1668 г. ознаменован посещением Николо-Угрешского монастыря тремя патриархами: Антиохийским Макарием, Александрийским Паисием и Московским Иоасафом; здесь происходила сложная дипломатическая церемония царского отпуска, когда царь Алексей Михайлович прощался с Антиохийским патриархом Макарием, возвращавшимся в Дамаск. А за 2 года до этого в монастырской башне томился протопоп Аввакум со своим единомышленником попом Никитой Добрыниным.

Другая яркая страница в истории Угрешского монастыря — вторая половина XIX в., которая может быть названа эпохой преподобного Пимена Угрешского, управлявшего монастырем в 1853–1880 гг. За эти годы небольшая обитель превратилась в обширный монастырь с прочными монашескими традициями, основанными на общежительном уставе, образован скит с деревянной церковью во имя святых апостолов Петра и Павла. Были построены новые и обновлены и благоукрашены старые храмы, надстроена до 6-ти ярусов монастырская колокольня, превратившаяся в выразительную «угрешскую свечу», возведены новые каменные стены протяженностью 1700 метров с уникальной «Палестинской», или «Иерусалимской», стеной, жилые корпуса с больницей и богадельней, архиерейские палаты с крестовой церковью во имя преподобного Сергия Радонежского. Украшением обители стали монастырские пруды, в которых завели рыбное хозяйство, провели водопровод. В сложившийся архитектурный ансамбль были включены сооружения за пределами монастырских стен: здание Народного училища, открытого для детей крестьян окрестных поселений, гостиница, часовня пред входом. Угреша превратилась в духовный и культурный центр российского уровня. Два святителя — московские митрополиты Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов) — способствовали становлению обители как крупного духовного центра и архитектурного ансамбля.

Последнее крупное строительство монастыря — величественный Спасо-Преображенский собор (архитектор А.С. Каминский), заложенный еще при преподобном Пимене в 1880 г. Собор строился 14 лет и был освящен в 1894 г. Деньги на строительство (около 400 000 руб.) были пожертвованы потомственным почетным гражданином В.В. Пеговым. Интерьер выполнен по проекту А.С. Каминского. Храм, завершенный массивным пятиглавием, соответствует типу русского соборного храма XVI–XVII вв. После закрытия в 1925 г. собор был перепланирован под мастерские и спортзал, в настоящее время восстановлен.

Гонения XX в. затронули и Николо-Угрешский монастырь. Были выселены монашествующие, закрыты все храмы, в монастыре разместилась детская колония. Сохранить монастырские памятники пытался архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский, благодаря которому в музее-заповеднике «Коломенское» сохранились монастырские иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, документы. В это время обитель была освящена присутствием двух святителей — Патриарха Московского и всея Руси Тихона и митрополита Московского и Коломенского Макария (Парвицкого-Невского), а также священномученика Гермогена (Долганова), епископа Тобольского и Сибирского. В собор Угрешских святых входят и преподававшие в конце XIX — начале XX вв. в монастырском училище священномученик Сергий Соловьев, расстрелянный на полигоне Бутово в 1938 г., и священноисповедник Георгий Троицкий, умерший в ссылке на Печоре в 1931 г. Почти все последние насельники монастыря претерпели аресты, тюрьмы, расстрелы.

После передачи монастыря Русской Православной Церкви началось его восстановление под руководством архимандрита Вениамина (Зарицкого, ныне митрополита Оренбургского и Саракташского). Сегодня в обители, говоря словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «из руин, из праха восстала не просто красота — святыня». Нынешняя братия продолжает славные многовековые традиции; возрожденный Николо-Угрешский мужской монастырь сегодня является ставропигиальным, за его жизнью наблюдает сам Предстоятель Русской Церкви Патриарх Кирилл, наместником является игумен Варфоломей (Петров).

С 1999 г. при монастыре существует Николо-Угрешская православная духовная семинария, включающая отделение бакалавриата и магистратуру. Здесь будущие пастыри воспитываются в сознании, что церковное служение имеет в своей основе послушание Церкви и самопожертвование. Семинария восприняла почитание святых заступников и покровителей монастыря, изучает их жизнь и подвиги, творчески развивает их заветы, организует научные конференции.

Татьяна Нилова