40-дневный пост Христа


«Пост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев, от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание, у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова, а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому и свои собственные рассматривать грехи и недостатки», – наставляет нас Симеон Новый Богослов. Пост под силу лишь тому, на ком лежит благодать Божья. И это особое время, когда тело подчиняется подвигу духа.

Во времена Христа общепринятыми были четыре ежегодных поста, а также два постных дня в неделю. Господь увидел, что фарисеи соблюдали пост лишь внешне, чтобы показаться постящимися (Мф.6:16). Но так как пост призван послужить людям с совершенно иной целью, Христос в Своей Нагорной проповеди (Мф.6:16-18) говорит о том, каким должен быть пост, угодный Богу: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Именно так постился в пустыне Сам Христос. Когда Он про-поведует Царствие Божие и за Ним следуют десятки тысяч людей, то не постится – и это даже вызывает вопросы у ревнителей благочестия: «Почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?» (Лук.5:33). Но до того, – пока время Его еще не пришло и за Ним еще не последовали ученики и народ, – ведомый в пустыню Духом Святым после крещения в водах Иордана, в течение сорока дней молится так, что даже не вспоминает о пище.

В течение сорока дней до Иисуса Христа в пустыне постились лишь два прославленных Божьих пророка: Моисей, прежде, чем принять от Бога десять заповедей, и Илия, идя к Божьей горе Хорив. Христос мог бы поститься и больше, но Он «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Матф.4:1). Он готовился к Своему божественному подвигу, к подвигу искупления рода человеческого от власти диавола Кровью Своею. Христу нужно было уединение, полное отсутствие общения с людьми для того, чтобы всецело уйти в общение с Богом. Пост для такого подвига необходим. Только в посте и молитве мог Он получить те величайшие силы, которые укрепили Его на подвиг спасения рода человеческого. Христос был истинным человеком и в то же время Истинным Богом. Все человеческое, кроме греха, не было чуждо Ему. Он был подвержен и всем слабостям человеческим. И по прошествии сорокадневного поста, взалкал. Лукавый не мог представить, что Бог не просто пошлет великого праведника вместо Себя, а Сам придет на Землю. Лукавый умеет искушать тщеславием и гордостью от религиозных подвигов. Потому он начинает с провокации: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лук.4:3).

Вот первая ступень и первый грех первого человека. Адам не смог преодолеть этого искушения и впал в грех. Пренебрегая Словом Божиим, он вкушает плод, предложенный Евой, и лишается благодати. За ним – и все мы. Христос – после претворивший воду в вино – не спешит обращать камни в хлебы. Он ослаблен телом, но не ищет ему подкрепления и в ответ произносит: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лук.4:4). Слово Божие укрепляет несравненно больше, нежели пища. Позже, по прошествии веков, многие отшельники подтвердили это своим опытом, ибо постились они всю жизнь, постились невообразимо для нас: не ели шесть дней в неделю и только в день воскресный принимали немного хлеба и воды и жили по сто лет и более. «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Матф.4:5-6). Диавол обольщает Христа, приводя 90-й Псалом Давида, искушает Словом, написанным в Святом Писании. Это искушение гордыней: станет ли Иисус совершать «пустые» чудеса? Нет, Он будет творить иные чудеса, побуждением к которым всегда будет Его любовь к людям, Его милосердие, Его сострадание. Христос отвечает искусителю, свидетельствуя о Своем смирении и повиновении Отцу: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Матф.4:7). Чтобы и мы не требовали от Бога сиюминутных чудес по требованию, но умели различать волю Божию. «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Матф.4:8-9). Лукавый предлагает Христу власть земную, тогда как вместо земных царств у Христа уже было нечто неизмеримо большее – Царствие Небесное. Начав с куска хлеба, лукавый предлагает Иисусу лёгкий путь обладания благами мира, а также всемогущество, основанное на раболепии перед лукавым. «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матф.4:10). Отрекаясь земного и преходящего, Христос выбирает Бога и Царствие Небесное. Также и мы, уходя от мира, обретаем Бога. Как преодолевать искушения во время поста, нас научил Сам Христос. Можем ли и мы, подобно Ему, побороть искушения?

Сорокадневный пост Христа в пустыне – отражение внутреннего строя Великого поста, в чрезвычайном напряжении духа, в молитвенном настроении, в стремлении приблизиться к Богу. Воздерживаясь телесно, человек обязан нести духовный подвиг. Если обратится вновь к велико-постной молитве преподобного Ефрема Сирина, можно проследить ступени необходимых душе усилий: от празднословия и беспечности – к целомудрию, от уныния и недовольства жизнью – к смиренномудрию, от любоначалия – к терпению, от празднословия – к совершенной любви. При этом личное покаяние, прежде всего, основывается на глубоком внутреннем переживании собственной греховности, но не «подсматривании» грехов у других. Если каемся – Господь, зная глубины нашего сердца и наше веру, простит нас и примет, как принял кающегося грешника или разбойника, сораспятого Ему на кресте. Закон поста заключается в последовательности духовного стяжания через покаяние и принятие воли Божией. Во время поста человек должен проделать особенную работу: покаяться, отрекаясь от своего привычного человеческого естества. Преодолевая глубину нашего греховного падения, мы можем встать на путь духовного делания. Узнавая глубины своей души, мы узнаем всепрощающего Бога. И суть человеческой личности больше не остается для нас неизвестной и непредсказуемой: она творение Божие и должна следовать Творцу. Но лишь когда пустыня поста иссушает грех, душа видит Бога.

Татьяна Нилова