Весна!..


«У того, кто молится, много перемен в душе», – заметил преподобный Силуан Афонский. И особенно эти перемены заметны весной, когда, помимо удивительных изменений в природе, наступает для верующих весна духовная. На дворе удивительное время года – волнующее, возвращающее спящую природу к цветению, а душу человеческую – к осознанию своего духовного начала. Метафора весеннего пробуждения есть не что иное, как образ будущего воскресения.

Благовещение, праздник, дающий всему человечеству надежду на возможность спасения, и праздник праздников, Воскресение Христово, случаются именно весной. Сам Господь во время Своей последней беседы с учениками на Елеонской горе говорил о весне как о времени перемен. Остановив Своей взгляд на смоковнице, Он сказал: «когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24; 32–33). Именно напряженность духовной жизни и духовное трезвение могут дать человеку возможность понимать и видеть истину, которую несет нам Христос. Митрополит Антоний Сурожский призывает нас: «…в течение этого поста мы должны помнить, что мы вступили в весну, что это время, когда мы должны расцвести, раскрыться во всей красоте, во всей славе, во всей радости, чудесности красоты – нашей красоты; потому что каждый из нас – икона, образ Божий, и дело поста – эту икону, которую мы собой представляем, обновить». Обнаруживая в себе необходимость весны духовной, когда Церковь в молитвословиях Великого поста призывает нас «возрастить данные нашей душе дарования», «приступить ко Христу», мы должны духовно трудиться, чтобы наша душа открылась Богу и ближним.

Если бы мы никогда не видели весны, то как же трудно было бы представить, что там, где все покрыто снегом, зацветут цветы! Скорее, сказали бы, что это невозможно. Но в положенное время в природе, будто в книге Откровения, отражается картина будущего века: весна перед глазами каждого открывает чудо обновления и возрождения. В течение же всего года природа проходит определенный цикл: возрастание, затем цветение, зрелость, увядание и продолжительный покой утомительной зима. Так же и душа: возрождается, расцветает, приносит плоды от духовных трудов, но от грехов потом искажает данную Богом жизнь, охладевает, пребывая в духовном бездействии вплоть до покаяния и прощения. Потому для нас так необходимо время Великого поста, чтобы приобрести обновление духовное, стяжать надежду на спасение. Святитель Иннокентий Херсонский, не единожды наблюдавший чудо преображения южной весны, свидетельствует о будущем веке: «Так же, после долгих и мрачных дней ожидания, явятся новое небо и новая земля, «в нихже одна правда живет» (2 Пет. 3; 13), и откуда навсегда будет изгнана всякая печаль и всякое воздыхание. …Как с наступлением весны всё, лежавшее внутри земли и способное ожить, оживает, так и в день всемирного пакибытия все телеса человеческие, почивавшие как семена в утробе земной, оживут и восстанут».

Преображение необходимо. Для того всякую весну дается нам особенное время для покаяния. Проводя в течении Великого поста больше времени в храме, слушая гласы Постной Триоди, душа уже живет предощущением весны. Пока еще земля не освободилась от снега, мы стремимся освободится от всего лишнего, пустого, отжившего. Одно из важных условий поста – живое желание быть со Христом. Особый строй великопостных богослужений отзывается этому личному желанию каждого кающегося. Там, где душа приняла Святое Крещение, она предстоит Богу и получает от соборной молитвы и благодатную поддержку, и побуждение к покаянию. Постится совершенно вне служб храма чрезвычайно сложно – словно смотреть на зацветающий сад в плотно закрытое окно и не иметь возможности открыть его, чтобы вдохнуть этой свежести. Будто пронести мимо своей души благодать Духа Святого.

Но внимающий духовной жизни Церкви, увидит, что время Великого поста, как и сама весна, – время… радостное. В течение всех суббот богослужения говорят нам о сострадании Божием, о милости Божией, о любви Божией к нам. Каждое воскресенье за богослужением свидетельствуют об одной из Божественных побед в человеке – не над человеком, а над грехом. И в ощущении радости от любви Бога к человеку мы и должны совершать наш духовный подвиг. Не от одних только внутренних усилий и обязательств, а из чувства бесконечной благодарности и восхищения подвигом Христа. Путь поста должен вести нас из тьмы – к свету, из бремени – в лёгкость, от греха – к Богу. Нельзя быть обремененным в такой мере, чтобы не пройти этот путь. Очистив же душу и тело, человек становится более способным воспринять в себя преображающую, исцеляющую и воскрешающую Весть. Пройдя этот подвиг поста, душа, украсившись цветами добродетелей, сумеет полнее и ярче откликнуться на Пасхальную радость. Именно поэтому весна становится торжествующим ликование жизни. Не потому ли мы год от года с неизъяснимой надеждой ожидаем природной перемены к весне?

Татьяна Нилова