Христос Воскресе!


«Очень желал Я есть... сию пасху прежде Моего страдания».

Иудейская Пасха приходилась на вечер пятницы. Христос же, зная, что вот-вот Он будет предан и отдан мучителям, велел приготовить пасху и вкушать её раньше, в вечер четверга. В конце Тайной Вечери, омыв ноги ученикам в назидание великого смирения, Христос установил таинство Евхаристии: «взяв хлеб, сказал: примите, ядите. Также и чашу, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета; сие творите в Мое воспоминание». С этого момента богослужебные песнопения в Церкви обретают настроение радости и смиренного благодарения. Следуя за Христом по крестному пути Его, человек становится способным испытать теперь необыкновенную радость Воскресения. Эта радость становится тем более явственной, чем ближе мы подходим к Светлому Дню. Светлое Воскресение Христа из мертвых произошло на третий день после Его распятия, смерти и сошествия во ад. Сам Спаситель пламенно желал этой новозаветной Пасхи, в которой Сам Себя приносит в жертву, Сам Себя предлагает в пищу. Потому как Пасха Христова – не пост, но Причастие!

Когда наступает Пасха, она не только в Божием храме – она присутствует везде. В радости этого Дня принимают участие не только люди, живущие на земле, но и ангелы, и святые, и вся тварь. В этот День «поют ангелы, веселясь о нашем спасении, пророки радуются, видя свои про-рочества исполняемыми». Христос воскресением из мертвых открывает всем нам врата Царствия Небесного. А потому всю Светлую Седмицу Царские врата храмов будут открыты, будто камень, чудом отваленный от пещеры, куда положили распятого Христа. Богослужение Пасхи воистину можно назвать райским богослужением, дающим нам возможность еще здесь, на земле, вкусить сладость невечернего дня Царствия Божия. Непрестанная и непрекращающаяся пасхальная радость воплощена в пасхальных и воскресных песнопениях и в самом ходе Богослужения, во время которого нет ни чтения часов, ни чтения Псалтири. На Пасхальной службе радостно звучат слова святителя Иоанна Златоуста: «Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Воскрес Христос – и ты повержен. Воскрес Христос – и пали злые духи. Воскрес Христос – и радуются Ангелы. Воскрес Христос – и жизнь вступила в свои права».

Задолго до Пасхи христиане готовятся к этому светлому дню. Будто ученики Христовы, чьи ноги омыл Господь, мы очищаем покаянием свои души, чтобы в Праздник праздников прича-ститься. Истинная Пасха и истинный праздник души – это Христос, Который приносится в Жертву в Таинстве. «Ядущий Мою плоть, — сказал Спаситель, — и пиющий Мою кровь имеет жизнь веч-ную, и Я воскрешу его в последний день». Воскресение Христа – истинно и вера в него составляет основу христианства. Вера в Воскресение Христа Спасителя неизбежно приводит нас к ожиданию всеобщего воскресения. Потому праздник Пасхи для нас – это не только день воспоминания о событиях, произошедших более двух тысяч лет назад, но, прежде всего, Праздник, раскрывающим перед нами тайну и жизни будущего века. Торжество Христова воскресения преисполнено радости небесной. Торжествуя о Христе, мы торжествуем и о себе. Радуясь о Христе, – радуемся о и себе, если мы Христовы. «Бедный украшается, как богатый; богатый одевается великолепнее обыкновеннаго; старец, подобно юноше, спешит принять участие в радости, – и больной превозмогает болезнь свою… Ныне и праведник радуется, и неочистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека, который не находил бы утешения в торжестве праздника», – пишет святитель Григорий Нисский.

Вечная Пасха открывается всем, кто нынешнюю Пасху празднует духовно. Воскресение души – это возвращение души к Богу. «Ныне спасение миру, видимому и невидимому! Христос из мертвых — восстаните с Ним и вы; Христос во славе Своей — восходите и вы; Христос из гроба — освобождайтесь от уз греха!»

Татьяна Нилова