Сорок дней после Пасхи


Ощущение радости Пасхальной Литургии еще долго хранится в душе. Непостижимым образом в Светлую седмицу перед верующими открывается духовный, Небесный мир. Не потому ли после дня Христова Воскресения человек наиболее полно ощущает присутствие Бога, Его неисчерпаемую любовь и милость? Получив свидетельство о Воскресении, хочется не просто поблагодарить Бога за чудо спасения и искупления, но и воплотить в своей жизни закон любви к ближнему. В эти 40 дней после Пасхи христиане, подобно апостолам, буквально становятся теми самыми людьми, о которых поется в пасхальном песнопении: «Воскресение Христово видевше…»

Празднование Христова Воскресения совершается вплоть до празднования Вознесения, вплоть до седьмого воскресения. В истории христианской Церкви эти дни явлений Христа были великими днями постепенного усвоения апостолами радостной и важнейшей истины христианства — истины воскресения Христова (1 Кор. 15,14). Апостолы не верили воскресению Спасителя даже тогда, когда о явлении Воскресшего говорили им удостоившиеся увидеть Господа в Его прославленном состоянии жены-мироносицы (Лк. 24,11), а наиболее сомневающийся из них, Фома, только тогда уверовал, когда вложил перст свой в язвы на теле Воскресшего. Сорок дней после Пасхи Христос являлся ученикам, укрепляя их в вере: каждый из них узнавал воскресшего Христа лишь после того, как душа его исполнялась веры.

Каждый воскресный день после Пасхи церковь вспоминает определенное евангельское событие, наставляющее в вере нынешних христиан. Антипасха, она же «неделя вторая по Пасхе, о Фоме», напоминает о явлении Христа ученикам после Воскресения. Фоме Иисус Христос обнажил бок Свой и раны, чтобы утвердить учеников. Образ Фомы проецируется на каждого из нас: трудно поверить в воскресение, когда человеческий разум исполнен иного понимания о биологической природе жизни. Следующая неделя, третья – о женах-мироносицах – повествует о тех, кто принес радостную весть скорбящим ученикам. Получив известие, апостолы Петр и Иоанн немедленно отправились ко гробу Господа. Увидев, что тела нет, «Петр не нашел в нем света воскресения и вынес из него только удивление, — «пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лк. 24,12), Иоанн вошел во гроб и обрел хотя невидимый, но действительный внутренний свет веры в воскресение Христово» (Ин. 24,8 Филарет, митрополит московский). Эти же чувства случалось испытывать и нам, нынешним христианам, когда понимание непреложной истины, о которой священник радостно взывает к людям – «Христос воскресе», – еще не до конца утвердилось в душе. Четвертая неделя – «о расслабленном», когда церковь вспоминает встречу Христа и человека, который много лет ждал «движения воды» у Овчей купели. Вспоминает о расслабленном, который не мог своими силами достичь воды, чтобы исцелиться. «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Тридцать восемь лет этот человек пребывал в болезни, но пришел Христос – и исцелил его. Избавил тело от немощи, чтобы душа расслабленного узрела Человека, Сына Божия, потому никто из множества находившихся рядом людей не имел такого сердца, чтобы помочь ему исцелиться. Каждому человеку Господь дает надежду. Даже когда ее, казалось бы, и быть не может. Также и апостолы Лука и Клеопа, шедшие в день воскресения Христова в Еммаус, вместе со всем израильским народом надеялись на Мессию, верили, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиль. И теперь сокрушаются о том, что Иисус распят, потому что нет больше надежды. Но Мессия неузнанный следует с ними в Еммаус, утешая их и утверждая в вере, предуготовляя души апостолов к вере в Царствие Небесное. Но вера непреложно облекается делами, самим устройством жизни. И в пятую неделю – «о самаряныне», церковь говорит об учении Христовом как о живой воде, пиющий которую не возжаждет вовек. Это необходимое условие: как тело человека нежизнеспособно без воды, так душа человеческая – живая и всегда жаждущая жизни – не имеет жизни без живого Бога. Затем следует последняя пасхальная неделя, «о слепом», которая повествует о чудесном исцелении слепорожденного. Рожденный слепым терпел свой недуг, «чтобы на нем явились дела Божии». Он не мог даже представить себе мир, который могли видеть другие. Господь даже не спрашивает несчастного, хочет ли он прозреть, потому что слепорожденному нечего ответить на этот вопрос – он не знает, что такое зрение. Теперь же Бог исцеляет каждого из нас от прирожденной слепоты, и даже самые незрячие духовные очи способны теперь увидеть Христа и Его Воскресение. Христос дает нам увидеть этот мир: не просто леса и поля, людей и творения наших рук, но Себя Самого, Творца, Свет мира.

Сорок дней после Пасхи, эти «будни» Праздника, – время подвига Христа о каждом из нас. На протяжении этого времени мы уверяем себя и ближних в том, что Христос воскрес воистину! Что это означает для нас? Что со дня воскресения, все верующие во Христа, как искупленные Его спасительными страданиями и крестною смертью, имеют одного Отца Небесного вместе со своим Спасителем: Христос Сын Божий по естеству, а верующие – по благодати. Победив смерть, страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. От праздника Пасхи до праздника Вознесения Господня само чувство времени у православного человека становится другим: постепенно год в его жизни начинает длится от Пасхи до Пасхи, от личной радости светлого воскресения Христова до радости просвещения светом Христовым всей вселенной. Потому что душа, воскреснув, возносится к Небесам…

Татьяна Нилова