Во имя жизни


Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф. 18; 10).


Сотворить жизнь под силу только Господу. Ребенок, чадо – это чудо Божие, которое приносит в мир радость. «Священное Писание неслучайно называет детей наследием от Господа и наградой от Него (Пс. 126, 3), указывая на то, что благодаря сему величайшему Божьему дару человек обретает уникальную возможность почувствовать свою причастность к зарождению новой жизни», – говорит нам Святейший Патриарх в своем обращении в связи со Днем защиты детей. Ребенок, который приходит в мир, видит в нем гораздо больше Божьего, чем способен увидеть взрослый. Дитя не умеет воспринимать жизнь по частям: «пространство - время», «дом - работа», «я - окружающие». Божественная реальность целостна, и мир в глазах ребенка тоже представляет собой единое целое. Мир открыт для детей во всех его измерениях, не подвергаясь ни аналитическому, ни логическому восприятию, ни восприятию чувствами. Для младенцев звери говорят, деревья страдают или радуются, солнце улыбается, а пустая спи-чечная коробочка может чудесно засиять, как автомобиль, или аэроплан, или дом, или что угодно – потому что детям в высшей степе¬ни дано и открыто чувство чудесной глубины и связи всего со всем. К этому полному слиянию с миром и с жизнью Христос и призывает нас, говоря «будьте как дети» (Матф.18:3).

Дети рождаются, чтобы стать нашими учителями. Они приходят в мир, чтобы изменить его: вначале – личный мир своих родителей, позже – мир существующий. Даже Христос родился на земле младенцем. В глазах любого человека дитя – совершенно, безгрешно и добродетельно. Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Младенца хотя бы поносили, хотя бы наказывали, хотя бы хвалили, хотя бы чествовали, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится». Это детское доверие миру в каждом новорожденном безгранично и исходит от доверия Самому Богу, Который посылает нас в мир. Христос же, ставший Младенцем, будучи совершенной духовной личностью, по воле Божественного Отца, учит нас вере, величайшему смирению и послушанию Богу. Но как же часто люди отказываются быть послушными воле Божией, думая, что жизнь по собственному своему усмотрению будет легче. Не принимая дар новой жизни, человек легко лишает себя милости Божией. Сомневаясь в Божественном Промысле, отрезает себе пути ко спасению. Потому в последнем обращении Патриарха так настойчиво звучат слова против абортов: «Трудно даже представить себе, каковы реальные масштабы данной трагедии. Аборты стали поистине национальным бедствием…»

Жизнь младенцу во утробе матери дает Бог. Вместе с новой жизнью Господь вменяет женщине высшую добродетель любви и самую трудную в исполнении обязанность отречься от себя ради этой любви. Удивительно, что, получая этот дар, будущие матери не имеют надежды на Бога, продолжая надеяться лишь на себя и не давая Господу устроить жизненный путь согласно Его воле. Для многих людей, живущих без Бога, семья сегодня лишена смысла. Поэтому многие не вступают в брак, или же, вступив в него, избегают деторождения либо совершают аборты. Тогда как люди верующие, соблюдающие заповеди Божии, через чадородие приемлют Божественную Благодать. В православной семье женщина должна твердо знать, что Христос возвысил брак на степень Таинства и запечатлел его благословением Своей Церкви, дабы у вступающих в брак не было недостатка в необходимой благодати и помощи свыше при рождении и воспитании детей.

Кто воспитывает детей и молится о них, тот однажды скажет: «Господи, се аз и дети, их же дал ми еси!» Нет более важной обязанности, нет более высокой ответственности перед Богом для матери, чем рождение и доброе воспитание детей. И чтобы помочь женщинам, готовящимся к материнству, принять близость Промысла Божия в непростой жизненном испытании социальные службы Церкви оказывают им необходимую поддержку. Сегодня в России, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, действуют порядка тридцати церковных приютов для женщин в трудной жизненной ситуации. При этом, все, кто обращаются сюда за помощью, впоследствии понимают, что временные трудности вовсе не означают духовный кризис будущей мамы или кризис человечности у ближних. То, что посылает нам Господь, в первую очередь, необходимо нам самим. Принимая очередное решение во имя жизни, мы сами возрождаемся духовно, становимся лучше, чище, отзывчивее. Отчетливо осознавая, насколько дети беззащитны перед злом, перед лукавством, неумолимостью мира и перед сомнениями матери, мы становимся на их защиту. Ведь это в наших силах – сберечь чистоту ребенка, передать ему чудесный Божественный дар жизни...

Татьяна Нилова