Что такое благодать?


Каждый, даже далекий от веры, человек однажды слышал о Божией благодати. Благодатью получают исцеление больные и разрешаются самые сложные ситуации. Люди верующие делают стяжание Божией благодати целью своей жизни. Это дар, который обладает удивительной силой: покрывая человека, благодать приводит его к покаянию, молитве, и тем самым полностью меняет его жизнь.

По словам Серафима Саровского, цель жизни христианина заключается в том, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Благодать – это свет души. «Когда свет сияет, человек все добре видит: видит путь, ров, вредное, и бережется того. Так, когда Божия благодать просвещает душу, душа все добре познает и видит: видит чудные Божии дела, промысл и судьбы Его, распознает добро от зла». Наполняя душу, благодать отражается и на теле человека благодатного: видна на его лице, сияет в его взоре, слышна бывает в разговоре». Она действует в человеке так, что в нем изображается Христос. Апостол Павел в своих Посланиях первым христианам так и говорит: «Болезную о вас до тех пор, пока не изобразится в вас Христос». Христианину важно не просто принадлежать Церкви, не просто исполнять определенные действия в тот или иной момент, которые Церковь предлагает исполнять. Всё это является лишь частью, лишь путем к осуществлению более важной и самой главной задачи, чтобы в нас изобразился Христос, чтобы Он жил в нашей жизни, среди нас, чтобы Он как бы следовал за нами. Святые отцы учат, что стяжать благодать возможно, лишь освободившись от мирского, ветхого человека. Когда мы встаем на твердую почву кротости, смирения, любви и веры, не рассудочной, а доверяющей Богу – тогда в сердца наши вселяется благодать Божия.

Само слово «благодать» означает «даяние блага». Нам известно, что благ лишь один Гос-подь. По учению преподобного Макария Великого, благодать – это премудрая сила Духа Божия, которая разнообразием действий подготавливает человека к принятию духовных дарований. Она простирается на всех людей. Но обратиться от себя к Богу при кажущейся легкости вовсе не так просто, потому что человек, приступающий к Богу, зависит не только от Бога, но и от греха. Божия благодать оставила человека сразу же после первого грехопадения, во времена Адама и Евы. И Христу необходимо было воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы благодать вновь была дарована людям. Эта милость Божия снова излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святой в Своей многообразной благодати сошел на апостолов, как истина (1 Ин. 5, 6; Ин. 5, 26; 16, 13), как сила (Деян. 1, 8) и как утешение (Ин. 14, 16, 26; 15, 26; 16, 7), или божественная радость. Именно благодатью Святого Духа Бог спасает людей: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2, 8-9).

Духовная жизнь человека всегда обусловлена присутствием благодати. Получая возмож-ность спасения через крестный подвиг Спасителя, в этой земной жизни христианин – еще только «спасаемый» (1 Кор. 18), он «спасен в надежде» (Рим. 8, 24) – ведь Господь не спасает человека без человека. И лишь когда, у нас возникает вопрос, что же сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную, тогда Господь Своей благодатной силой ведет нас ко спасению. Благодать Божия дей-ственна, но она не связывает волю человека. Она – Божественное содействие нашему спасению. Законами благодати испытывается свободная воля человека. Если душа после искушений и испытаний остается верной Богу, тогда действие Божией благодати совершеннее открывается в человеке, и он может воплотить в своей жизни дарования Духа Святого. Если же душа, познавшая милость Божью, снова оказывается склонной ко грехам, благодать оставляет человека, но всё же Господь не попускает греху полностью поглотить душу человека.

Действие Духа Божия в мире никогда не прекращается. Эта сила Божия невидимая, но она видимо проявляется. Одно из условий стяжания благодати – смирение; потерявшим её благодать возвращается через покаяние. Укрепляется благодать в человеке посредством действия церковных таинств; умножается по мере богопознания. Просвещая нравственное сознание человека, благодать призывает его к оставлению пути греха, возбуждает духовные силы человека к поиску истины, к покаянию. Так, в притче о блудном сыне именно благодать своим призывающим действием возбудила совесть и внушила погрязшему во грехе юноше страх Божий. Действием благодати он вдруг «в себе пришед» (Лк. 15,17) – также и каждого из нас благодать оправдывает, освящает и призывает к Богу.

Татьяна Нилова