Вознесение в Духе

«Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. XXVIII. 20)»


По словам святых отцов, единственная человеческая мудрость – искать спасения во Христе. Жизнь, вкладывая в каждого из нас привычку, состоит из бесконечного движения и повторения. Сложившаяся реальность требует выполнения соответствующих дел и правил. Земля для нас – это место странствия, место борьбы и подвигов. Но дух человека всегда стремится к чему-то более глубокому, совершенному, человечному, мудрому. А потому нам надлежит чаще возноситься на небо умом и сердцем, туда, куда вознесся Христос.

Человек – носитель образа Божия. Он призван уподобиться Творцу, чтобы, духовно возрастая в любви, в познании Бога, стать Богом по благодати, преобразить весь мир и привести его к полноте божественной жизни. Потому после великого праздника Пасхи следует праздник Вознесения: радость пасхальная, вменившая человеку спасение, сменяется радостью вознесения, открывшей для нас духовную благодать. День вознесения Христова завершает совершенное Сыном Божиим дело спасения, открывая нам новые глубины и тайны замысла Божия о человеке. Никто из живущих на земле не был свидетелем момента воскресения Христова. Христово тело, преобразуясь в духовное и прославленное, выступало за пределы видимого мира. Вознесение же Господне многие видели собственными глазами. Евангелист Лука свидетельствует, что Господа воскресшего и возносящегося видели не только апостолы, но и «другие, иже бяху с ними» (Лук. XXIV. 33. 50). Господь явил Свое вознесение, чтобы даже немощные в вере, каким в день воскресения Христова был Фома, могли удостовериться в очевидном: Иисус воскресший восшёл на Небеса в блаженство и славу. Вера тех, кто видел вознесение Господне, обрела совершенство: теперь ученики знали, что Христос воскресением Своим сокрушил двери ада и открыл верующим исход из него, вознесением же Своим Он отверзает для спасенных двери Неба.

Главная цель подвига Христа – утвердить будущую жизнь, жизнь будущего века. В ней не будет ничего плотского, она всецело духовная. А потому Христос заботится воспитать в нас веру. На Тайной Вечере, еще до крестного Своего подвига, Христос говорил апостолам, что оставляет мир и восходит к Отцу. Потому что спасение человека от греха совершает вся Святая Троица. И Христос возносится на Небо, чтобы дать место Святому Духу. Во времена, когда Христос жил на земле, люди имели возможность уверовать в Спасителя и искать встречи с Богом. После Его вознесения и сошествия Святого Духа, люди обрели благодать и возможность возрастать в Духе. Мы не можем постоянно вкушать от Тайной Вечери. Мы наслаждаемся ею, как праздничным пиршеством, хотя только она может дать нам силу для труда. Жизнь во Христе – не одни только воскресные богослужения, не обязательное молитвенное правило, не чтение Евангелия. Все это необходимо нам только для того, чтобы помочь себе в ежедневных духовных подвигах. Работник не получает платы за то, что ежедневно обедает. Плата дается за труд, когда вера возносит дух в горняя, и христиане подают помощь ближним так, как подавал бы Христос. Сам Христос возлагает на каждого причастника великую ответственность: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоан.14:12).

Вознесшийся Господь обещает ученикам вскоре послать иного утешителя, Святого Духа, Который исполнит всех их чрезвычайными дарами: святостью, мудростью, даром языков, чистейшей и пламенной любовью, ревностью к славе Божией и о спасении душ человеческих, миром, радостью, дерзновением, бесстрастием ко всем земным превратностям, бесстрастием ко всему земному, любовью к небесному. Действие Святого Духа в человеке разнообразно. Как отмечает преподобный Максим Исповедник, «один получает слово премудрости, другой – слово разума, иной – веру, а иной – иное какое из перечисленных апостолом дарований (Кор 12, 8-12), так один получает через Духа дар совершенной любви к Богу, по мере веры; другой через того же Духа получает совершенный дар любви к ближнему; иной – другой какой дар, так как каждый имеет свой действующий в нем дар». Тот, кто хочет принять более изобильную благодать Святого Духа, должен подготовить себя к ее восприятию, исполняя заповеди и очищаясь от страстей. Нет христианина, в котором не действовала бы благодать. Невозможно унывать, если пребывающий Святой Дух по Своей природе радостен. Миролюбие Святого Духа противостоит восстающей и агрессивной плоти. Милосердие и доброта Святого Духа ободряют и верующих, и павших. Кротость Святого Духа дает нам пример самообладания и незлобия. Святость Его учит воздержанию от греховных дел. Дух Святой – это утешение и духовная опора всем верующим и Церкви Христовой, которую Господь основал на земле прежде вознесения на Небеса. Истинное счастье человека – жизнь по духу. Поступать по духу означает поступать в соответствии с нравственными качествами Святого Духа – любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием. Пребывая в Духе, человек обретает действенную веру, которая его спасает.

Татьяна Нилова