Троица Единосущная, Равносильная, Безначальная…


Святая Троица – пожалуй, самое непостижимое для неверующего и самое естественное проявление божественного бытия для христианина. Великое Таинство Божественной природы было открыто людям и во время Таинства Крещения Христа в водах Иордана, и в свидетельстве Иисуса Христа: «Я и Отец — одно» (Ин. 10. 30); «видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин. 12. 45). За откровением о Троице скрывается тайна бесконечного Бога, в Единстве Своем созидающего, спасающего и воскрешающего мир: «где представляется говорящим один Отец, там подразумеваются вместе и Сын и Дух Святой; где говорит Сын, там и власть Отца; где действует Дух Святой, там действует и Отец – не разделяется слава Святой Троицы, как не разделяется и учение Истины» (Св. Иоанн Златоуст).

В праздник Святой Троицы Церковь воспоминает и прославляет сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. После Вознесения Христа апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме в молитве. Во время их напряженного молитвенного ожидания послышался шум с небес, он наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Каждый из апостолов начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангелия во всем мире. Вместе с этими внешними явлениями последовали изменения, совершившиеся в душах апостолов – они «исполнишася вси Духа Свята». Пребывая в Духе, душа человека «делается вся светом, вся – оком, вся – радостию, вся – упокоением, вся – любовию, вся – милосердием, вся – благодатию и добротою» (Прп. Макарий Великий). Совершенная любовь Бога к человеку изливается в полной мере, и чтобы донести всю её полноту до людей, апостол Павел, адресуя свои духовные послания, к примеру, жителям Коринфа, будет писать: «благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами»; апостол Петр прежде изложения основных вопросов поприветствует свою паству: «по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы: благодать вам…» (1 Пет. 1, 2).

Когда мы обращаемся к Богу, мы обращаемся ко всей Святой Троице. И Господь слышит молитвы и помогает людям нераздельно в Трех Лицах Бога. Путь к вере начинается с Христа. Все верующие при Таинстве крещения во Христа крестятся и во Христа облекаются, тем самым полу-чая источник Христоподобной жизни. Воплотившись, именно Христос явил в Своем человечестве, какими должны быть люди в нынешней земной жизни. После вознесения Господь Спаситель пребывает одесную Бога Отца, и в то же время, по Его словам, Он с нами «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Это не проявление внешнего, физического присутствия, а действие закона любви. Христос говорит: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима» (Ин. 14, 23). Это рождает в верующих благодать Святого Духа, и человек становится храмом Божиим, в котором пребывает Дух Божий (1 Кор. 3, 16). Праздник Святой Троицы, за которым сразу следует День Святого Духа, свидетельствует верующим о действии благодати Святого духа в человеке. Дух Божий, действуя сокровенно, приводит в движение дух, ищущий Бога, и делает его готовым к богообщению. И тогда в человеке удивительным образом восстанавливается естественное понимание того, что такое Бог – Создатель и первопричина всего сущего, Вседержитель, дающий воздание, но исполненный всепрощающей Любви, Спаситель мира и Человеколюбец. Пробуждение Духа оживляет в человеке страх Божий. И душа, которая уже знает милость Божию и Благую Весть о спасении, трудом веры и дел возрождается от греха, от прежней жизни. Но если в человеке не действует Святой Дух, он остается равнодушным и к Слову Божию. Так, после проповеди апостола Павла в ареопаге святой Дионисий и другие люди идут вслед за ним и крестятся. Но есть и такие, кто говорит: «Чему это учит суесловный сей?», «Приходи в другой раз, послушаем тебя».

Единосущная, Равносильная, Безначальная – Святая Троица свидетельствует нам о един-стве Бога и человека. Для восстановления человека и нашего воссоединения с Богом Христу надлежало воплотиться и пострадать, и потом, вознесшись, ниспослать Святого Духа. От искрен-ней веры именно в такое устроение зависит наше спасение. Лишь только после крестного подвига Христа человеческая природа оказывается способной воспринимать любовь Бога-Отца и может дать своему Создателю и Спасителю ответную любовь. Потому Троица – праздник нового времени, утвердивший любовь как основу мира.

Татьяна Нилова