От добра – к спасению


Жизнь должна быть наполнена красками, иначе она не интересна. Однако, именно такой подход обесценивает жизнь верующего человека. Парадоксально, но стремление объять как можно больше, направив свою деятельность на пользу и благо всего человечества, приводит лишь к внутренней неудовлетворенности и ощущению пустоты. Однако, весь мир по-прежнему спешит, чтобы ни в коем случае не останавливаться на достигнутом.

В непрерывной гонке абсолютное понятие добра становится относительным, разделяясь на некое общественное благо и личное добро, для себя. Палитра добрых дел зависит привычной системы ценностей, от той меры, которой человек мерит: то ли это семья, то ли личностный рост и независимость, то ли – творчество, то ли – спасение души. И если добро общественное должно быть деятельным, то добро личное часто становится созерцательным. Тонкую грань, когда любовь к ближнему не соприкасается с собственной значимостью от совершенного добра, указал нам ещё Христос, наблюдая за тем, как сестры Марфа и Мария приняли Его у себя в гостях: «печешися и молвиши о мнозе, едино же на потребу».

Каждому из нас присуще желание изменить мир, сделать его лучше – и у каждого такая возможность есть. Правда, сейчас такую возможность ищут в глобальных проектах, перспектив-ных творческих площадках, престижной деятельности, финансовой самореализации и т.д. Чем выше личные достижения и успех, тем выше планка человеческого счастья. Пример заразителен. Свой вклад в жизнь общества мы мыслим масштабным. А потому наши достижения обязательно должны получить достаточный общественный резонанс. В профессиональных кругах ли, в СМИ, в интернете или соцсетях. Доброе дело не должно остаться незамеченным! И чтобы добра на Земле стало больше, некоторые даже ищут для себя «православную работу». Совершено о другой, и более естественной для человека, работе говорит святитель Феофан Затворник: «Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости. Сами обидели кого? Спешите испросить прощение и помириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Побранил? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать? Работайте». Настоящее дело – как раз то, которое возникает из необходимости. Большего Господь не требует, но постоянно испытывает нашу веру такими «делами».

Значимость совершаемых дел определяется не размахом и не величием, а внутренним чувством, которое при этом испытывает человек. Любое слово, движение или взгляд стоит нам духовного усилия и внутренней работы. Если совершать добро ради Божьих заповедей, человек умножает не только добро вокруг себя, но и благодать. Когда не отельные поступки, но каждо-дневный труд становится делом веры и послушания Богу, совершенное добро становится не просто общественным благом, но богоугодной жизнью. Вера обуславливает наши поступки, слова, образ жизни. Спастись одними только добрыми делами невозможно, также как невозможно спастись одной только верой. Общественное благо и личное обязательно совершаются и сочетаются в человеке.

Течение жизни каждого человека – дело Божьего промышления. Мы же часто ищем своего личного счастья, личных достижений, жизни «для себя». «Вся беда от слишком широких кругозоров, – пишет в своем послании к духовному чаду святитель Феофан Затворник. – А лучше, смиренно глядеть под ноги и разбирать, какой где сделать следует шаг. Это самый верный путь». Планы о блестящем будущем существенно сужают не только наши реальные возможности, но и потенциал, заложенный в нас Богом. Сама жизнь, построенная на пустых планах, без Бога, утомляет. И кого ни спросишь, хочешь ли в Царство Небесное, ответит: хочу! Но мало тех, кто найдет в себе духовные силы верить и делать: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Конечно, речь идет о богатом земным богатством – наукой, идеалами цивилизации, развитыми коммуникациями, художественными образами, эстетикой, новациями, устроенным бытом, обеспечивающей прогресс промышленностью, доступной торговлей, и, наконец, деньгами. Легко ли, не оглядываясь на большинство, ежедневно совершать максимально возможное для своей души? В первую очередь, верить в Бога; во вторую – стяжать благодать Божию, участвуя в Таинствах Церкви; в третью – воплощать в своей жизни заповеди Божии, трудиться в послушании Богу. Но если бы, – утверждает Серафим Саровский, – человек жил таким стремлением к спасению, вокруг него спаслись бы тысячи. От малого, на первый взгляд, незаметного труда, от втайне совершаемого добра, благо человечества приумножилось бы в тысячу крат.

И когда к человеку приходит желание жить именно так, как того хочет Господь, решимость жить по благодати должна сопровождаться готовностью духовно трудиться и бороться. Подвизаясь в любви к ближним, следует помнить: всякий раз, совершая добро, мы совершаем его не ради самого добра и даже не ради нужды ближнего, но ради Самого Бога. Таков путь к спасению.

Татьяна Нилова