Рассеяние ума

Внемли гласу моления моего…


Однажды, помолившись, я подошла приложиться к иконе Божией Матери, и взгляд мой упал на мое собственное зеркальное отражение в стекле киота. Я принялась праздно разгляды-вать свой образ вместо лика Богоматери. Зрение, а вместе с ним и ум рассеялись, отстранившись от молитвы. Случается, во время Богослужения, молитвы или поста блуждают наши чувства: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – вслед за ними рассеиваются и наши мысли, и наш ум. И тогда, напрасно растрачивая дар молитвы, мы лишаемся и её благодатных плодов.

Святитель Игнатий Брянчанинов отмечал: «Величайшая разница быть в присутствии Господа и воображать Господа». Если мы приходим в храм не для того, чтобы помолиться, а для того, чтобы поприсутствовать, «побыть в церкви», рассеяние ума и духа неизбежно. Приходя в церковь, как приходят в театр, в общественное место, невозможно не отвлекаться: на публику – других прихожан; на декорации – убранство храма; на разговоры; наконец, на само действие – Литургию. Рассеяние мыслей доходит до праздности. Но даже искренне желая достичь молитвенного общения с Господом, мысли часто сбиваются и разбегаются во время молитвы или духовного чтения: так работает механизм ассоциативного и абстрактного мышления человека. А потому святые отцы не вменяют такое отвлечение в грех, говоря лишь о неуместности этих проявлений. Думать о Боге во время молитвы, о Его воле, о том, как угодить Богу, мыслить о Духе, о покаянии и добродетелях возможно. Грехом становится намеренное развитие посторонних мыслей в молитве усилием воли или же праздное следование блужданию мысли в совершенно отвлеченные сферы, как только оно было замечено. «Ощущение присутствия Божия, свидетельствует святитель, – доставляется внимательною молитвою». А молитвы, свободной от рассеяния, достигают только святые.

Молитва по молитвослову несомненно полезна для души. Чтобы собраться со своими мыслями и научиться соотносить их с мыслями святых, собранных для нас под одной обложкой, необходимо сначала их прочесть, вникая в смысл предложенных в молитвослове молитв. Рождая личные духовные впечатления, молитва святого становится понятнее и ближе. И всякий раз, когда эта молитва будет читаться в правиле или на Богослужении, она будет вызывать уже не посторонние мысли, а Ваши личные впечатления, созвучные её смыслу. Молитва – это поиск Бога. Бог вездесущ, а потому человек может научиться видеть и мыслить Бога каждое мгновение своей жизни: в созерцании того, что его окружает; в происходящих событиях и обстоятельствах; в людях, хороших и плохих в нашем понимании; в трудах и обязательствах и т.д. Подобное осмысление жизни упорядочивает душу. И постепенно осознание Божественного присутствия становится постоянной внутренней молитвой. Мысль, которая следует направлению этого поиска, приучает думать о Боге не только во время молитвы. И вот уже в мыслях своих человек обретает способность делиться с Господом, Который присутствует везде, своей радостью, своими заботами и печалями, своей благодарностью и опасениями, просьбами и нуждами. Такая молитва будет краткой, многократной и никогда не будет рассеянной. Так, «ум, увлеченный молитвой сердца, рождает молитвенные помышления» (Св. Игнатий Брянчанинов).

Мысль человека всегда сосредотачивается на том, что имеет для него первостепенное значение. Если важное значение для нас имеет ежедневное бытие жизни, то и все мысли будут об этом. Если Бог и бытие вечное – мысль устремится к Богу. Молитва всегда сообразна жизни молящегося. Сумеет молиться тот, кто и в делах своих, и в словах своих возносит сердце к Господу. Не сумеет – человек, живущий только лишь по своим страстям, которого заботят хаотичные проблемы мира. Рассеяние ума – проблема свойств духа. В этом случае, когда необходимо изменить внутреннее состояние человека, можно прибегать к многократному взыванию ко Господу – чтению молитв наизусть. Молитва по памяти также должна быть неспешной и вдумчивой. Стоит поторопиться, как поспешность повредит благодати и мысль в молитве вновь рассеется. Внешняя собранность тела и усилия памяти приводят дух в состояние сосредоточенности. Благодать молитвы способна изменить и самого человека, и его жизнь.

Учиться молитве следует так же, как учатся любому другому делу. И учиться с усердием, потому что молитва – одно из важнейших дел веры. Важно осознавать, что молитва – это не одно только наше личное желание общаться с Богом, но, в первую очередь, дар человеку от Бога. Плоды её – внимание и умиление, покаяние и поражение греха, лёгкость и чистота помышлений, надежда на Бога, созерцание и любовь, ощущение действия благодати и Святого Духа. Господь дает нам силу молитвы, мы же – должны прилагать усилия, чтобы быть сосредоточенными в молитве, чтобы бодрствовать духом.

Татьяна Нилова