«Отчет о проделанных грехах»

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша…


На церковном календаре – пост Петра и Павла. Воцерковленные прихожане стремятся посетить храм, исповедоваться и причаститься. К священнику на исповедь стоят очереди. И многие держат в руках сложенный в несколько раз лист бумаги. Списки с грехами зачитывают в ответ на вопрос священника «в чем каетесь?» Но является ли это прочтение покаянием?

Таинство исповеди является обязательным этапом для желающих причаститься Святых Христовых Таин. Подходить к Святой Чаше можно лишь с чистой совестью, с лёгким сердцем, чтобы причаститься «во спасение души и в жизнь вечную». Ведь и Иуда на Тайной Вечере причащался, но причащался во осуждение. Исповедь – то самое таинство, которое открывает человеку возможность положить начало новой жизни.

Совершённое зло всегда тревожит совесть человека, и невозможно случайно упустить его из своих мыслей. Грех – это болезнь духа и, укореняясь, он никогда не даст о себе забыть. А потому не стоит переживать о том, что грехи вдруг забудутся во время исповеди. Но, удивительное дело, стоит лишь записать его на бумагу – и совесть как будто успокаивается. Написал «отчет о проделанных грехах» – и будто выпил таблетку «обезболивающего»: покаянные переживания становятся тише, а сам совершенный поступок может показаться оставленным в прошлом. Будто мы «списали» с себя грех и о нем можно спокойно забыть. Словно душе больше не нужно сокрушаться о содеянном, не нужно переживать тяготы болезни греха. Но грех врачуется покаянием. Записать в столбик свои грехи и прочесть священнику не значит покаяться. Такого рода самообман ведёт лишь к духовному безразличию, к духовной слепоте. Исповедь начинается с движения души. С сокрушения духа. С раскаяния и покаяния, которое охватывает и мысли человека, и чувства, и волю, и всё человеческое естество. И для этого покаяния не нужно ждать исповеди у аналоя.

Согрешив, просто ждать исповеди у священника – значит откладывать необходимую духовную работу и не врачевать своевременно оступившийся дух. Чувствуя, как подступает грех, нужно, не откладывая, взывать: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться». Каяться, в первую очередь, необходимо перед Богом. Немедленно, сразу после того, как совесть обличает в совершении греха, как только греховная мысль приходит на ум. У человека есть духовная необходимость постоянно приносить Господу личное покаяние. В ежедневной молитве мы просим у Господа: «…и остави нам долги наша», – потому что любой грех представляет собой препятствие между человеком и Богом. Но почему-то не думаем в этот момент ни о каких грехах. Глубина нашего покаянного чувства дает Богу ослабить, оставить и простить совершенные нами грехи. Постоянная внутренняя борьба с грехом, неизменное обличение зла в своей душе и покаяние – та самая невидимая часть айсберга, которая удерживает душу на плаву в море житейском.

Грехами своими мы отлучаем себя от Бога и Церкви. И «отчеты о проделанных грехах» мы совершаем не перед Богом. Каждый человек имеет своё рукописание грехов. Эти записи старательно ведут бесы, чтобы потом представить их в обвинение на Страшном Суде. Можно даже стоять в храме к исповеди, держа в руках исписанный листочек, но, если о написанном не сокрушается дух, благодать отступит от человека. Само покаяние возможно лишь тогда, когда есть понимание о том, что такое грех. Начало здравия души, по словам преподобного Петра Дамаскина, исходит в умении видеть свои грехи бесчисленными, как морской песок. Видеть не в абстрактном множестве и не некоторую только их совокупность, а будто медленно пересыпая песчинки из ладони в ладонь. Конечно, грехи открываются человеку не сразу. Эту способность души открывает действие благодати Божией, когда душа мыслит себя только через призму Божьего устроения мира. Но, случается, происходит наоборот: по прошествии некоторого времени жизни в Церкви у человека может наступить привычка к таинству исповеди и отчужденность к покаянию. Ведь столько всего уже рассказано-исповедано священникам! Так происходит, если нет ежедневного осмысления своей духовной жизни. Появляется формальный подход к таинству в виде списка грехов, повторяющихся от случая к случаю. После этого следует такое же формальное причастие, ведь без истинного покаяния, без духовной работы как же возможно причащение «во оставление грехов…»?

На исповедь к священнику нужно прийти, уже оплакав перед Богом свою греховную жизнь, обдумав свои поступки. Если душа осмыслит себя настолько, что приобретет твердое намерение больше не совершать зло, перед ней вместо прежней откроется новая духовная жизнь. Каждая исповедь должна становиться ступенькой, которая приближает нас к Богу. В этом состоит умение жить по-христиански. Христос крестным Своим подвигом упразднил рукописание наших грехов. Нам же осталось лишь преодолеть себя в покаянии.

Татьяна Нилова