Жизненное пространство христианина


Сегодня мы осваиваем новые технологии интернет-общения и средства связи, актуальные задачи экономики времени и технологичные способы обустройства жизни. Парадокс нашего времени в том, что мы, имея все удобства цивилизации, не можем достичь полноты общения ни с людьми, ни с Богом. Сколько вмещает в себя человек, на что он способен, куда простираются горизонты его познаний и возможностей – дать ответы на эти вопросы возможно, постигая духовное пространство, освоенное личностью. Получается, пространство духа для человека – вовсе не абстракция. Здесь сразу вспоминается евангельская максима: «не хлебом единым жив человек». И если задуматься, чем же ещё, христианин придет к весьма очевидному выводу: кроме хлеба, которое питает тело, человек жив Святым Духом, Который открывает духовное пространство жизни личности.

Вначале сотворения мира, когда «земля была безвидна и пуста», и «тьма» простиралась «над бездною, Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2). Принимая попечение о нашем суще-ствующем, зримом мире, с самого начала времён Святой Дух стал естественно наполнять собою всё. Он, неизмеримый и неограниченный пространством и временем, – присутствует везде и присущ всякому существу. Соприкасаясь с сущностью человека, Святой Дух воссоздает в нас бесконечное божественное начало, искаженное вследствие греха. Воссоздает в душе свободу от греха, чтобы та возрастала к Богу. А потому духовное пространство человека – сугубо личное. И нужно великое дерзновение, чтобы быть христианином.

Мы часто подменяем пространство духовное сферой личных интересов. Картина мира современного человека формируется под влиянием образования, культуры, предпочтений общества, семейных ценностей, круга общения, технологий, профессиональных интересов и часто остается эфемерной, соответствующей своему времени. И если за личным пространством человека не стоит истина в Духе Божием, душа начинает растворяется в безделье. Нельзя быть рабом обстоятельств и пребывать с Богом. Человек, помимо насущных задач, обязан ставить перед собой духовные. Духовный труд становится не просто источником внутреннего роста человека, но, прежде всего, способом выживания личности.

Пространство жизни доверено нам Богом. Мы можем построить её так, чтобы все наши текущие запросы были удовлетворены. А можем подчинить земную жизнь евангельским идеалам. Когда человек осознает в себе духовное начало, начинается его восхождение к полноте личности. Человек, созданный по образу и подобию Божию, имеет огромный духовный потенциал. И когда он ищет Бога, начинает формироваться духовное пространство личности. Читая жития святых, христиане наблюдают примеры опыта освоения духовного пространства. Повторить их невозможно, да и нет в этом необходимости: жизнь каждого человека уникальна. Более того, мы не находимся в условиях конкуренции по отношению к Богу, потому что любовь предполагает совершенно иные взаимоотношения. Имея равные возможности спасения, мы можем по-разному постигать Бога и строить свою жизнь из той меры любви к Нему, которую способны испытывать. Постижение пространства духа начинается с момента общения с Творцом, с молитвы, и постоянно расширяется, пока человек познаёт Господа. Ступени познания определяют глубину и богатство общения с Богом, которое, по мере стремления личности к жизни во Христе, восходит к бытийному Богообщению.

Сегодня мы покоряем космические пространства, всё больше создаем и больше тратим, сосредотачивая свою жизнь больше на благах времени, чем на познании Бога. Это происходит оттого, что человек всё больше попадает в пространства духовных рисков, нежели следует водительству Святого Духа. Оттого всё чаще и чаще люди ощущают внутреннюю пустоту, не находя главной жизненной цели. Серафим Саровский в беседе с Николаем Мотовиловым прямо сказал о цели жизни христианина: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». А потому, осознав для себя необходимость совершенствоваться, так важно понять, что истинный духовный рост невозможен без Бога – вне бесконечности Святого Духа.

Татьяна Нилова