Псалтирь – духовная азбука

«Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф.5:18-19).


Эта книга удивительная: «В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого», – писал святитель Афанасий Великий в послании к Маркеллу. Для наших предков книга Псалтири служила азбукой, научая не только грамоте, но и духовности. Она учила не просто молиться, но приносить Богу песнь Духа. Когда в смирении, терпении, молитве и добродетельной жизни настраиваются струны человеческой души, она не может не восклицать: «Пою Богу моему дондеже есмь» (Пс. 103, 33) – не может жизнью своей не воспевать песнь Богу.

Книга Псалтири Богодухновенна, т.е. она написана Святым Духом, хотя и через человека. Она одновременно служит инструментом и славословия Бога, и устройства духовной жизни человека. Здесь в краткой форме молитвенных и покаянных песней отражена суть всего Священного Писания. Она соединяет в себе и учение о благочестивой жизни, и напоминания закона, данного Богом, и историю народа Божьего, и пророчества о Мессии и его Царстве, и таинственные указания на Троичность Бога, тайна бытия Которого была до времени сокрыта от ветхозаветного человека. Псалмы, пророчествующие о Спасителе, поражают точностью откровений: «…Пронзили руки мои и ноги мои…Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» – звучит в псалме, написанном за тысячу лет до Крестной смерти Христа. «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» – читаем в Евангелии. Но самое важное то, что псалмы пробуждают душу. Псалтирь изображает движения человеческой души, ищущей Бога. Оковы греха тянут человека во мрак ада, но он, превозмогая эту тяжесть, устремляется к горним вершинам, навстречу божественному свету. По словам блаженного Феокрита Кирского, «сверх изображенного в псалмах, ничего более в человеке не отыщется». Псалтирь помогает человеку пережить самые тяжелые моменты жизни. Эта книга – отражение духовной совести человека. Тому, кто согрешил, Псалтирь покажет самый верный путь покаяния. Тому, кто сомневается, пояснит неясное, направит мысли в нужное, спасительное русло. Тому, кто впал в искушение, слова псалмов помогут найти обрести духовные силы. Неудивительно, что эту книгу читают в храме ежедневно, чтобы за богослужебную седмицу прочесть её в полном объёме.

Читающие Псалтирь получают от слова Божия великое утешение и великое назидание. Святые отцы указывают, что чтение Псалтири укрощает в человеке страсти, прогоняет невидимых врагов и наставляет в вере. Псалтирь – старейший молитвослов и назидание молящемуся. Ни одно молитвословие не может сравниться с Псалтирью из-за ее всеобъемлющего характера. Чтение псалмов – это обращение человека к Богу и в то же самое время жертва не только за поминаемых, но и за самих себя. А потому для души гораздо полезнее читать Псалтирь самостоятельно, не заменяя себя кем-то в молитвенных трудах. Те, кто начинает читать Псалтирь, отмечают, что разобраться в значении псалмов трудно. Невозможно правильно понять многие псалмы без учета их структуры, композиции, внутреннего ритма. Это поэзия, и её образный архаический язык чрезвычайно насыщен метафорами. Кроме того, поэтические повторы и смысловые параллели накладываются на развитие основной идеи песней. Однако, если читать псалмы постоянно, они становятся понятнее. И со временем Псалтирь даже становится источником вдохновения в молитве. Вначале человек приходит к осмыслению исторической канвы псалмов, затем становится очевидным их иносказательный и символический смысл. После – проявляется молитвенная и духовная суть. Старец Амвросий на заявление своего духовного чада о трудности понимания псалмов Давида отвечал: «Ты не понимаешь, зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь. Читай пока не понимая, а когда-нибудь и понимать начнёшь». Ключом к пониманию Псалтири может быть лишь внимание к Слову Божию, поиск спасения и внутренний молитвенный настрой.

Псалтирь – голос верующей души, которая ведет беседу с Богом. Молитва по Псалтири древнее, чем Иисусова молитва и чтение акафистов. Сам Христос молился словами Псалтири и в назидание людям часто цитировал стихи её песней. В посланиях апостола Павла читаем: «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами (Кол. 3. 16)». Церковь Христова в начале каждой новой богослужебной недели – в субботу вечером – начинает новый круг чтения Псалтири, вновь и вновь научая верующих мудрости мироустройства Божия и настроениям духовного роста человека, Божьего творения. Включать различные псалмы в свое домашнее правило следует, исходя из духовной необходимости, потребностей и возможностей верующего. О порядке чтения Псалтири в тех или иных ситуациях лучше всего спросить священника. Но, чтобы чтение псалмов перешло в молитвословие, а из молитвословия – в «песнь Богу», необходимо учиться соотносить слова псалмов со своей собственной жизнью, вживаться и сопереживать молитвенному опыту авторов псалмов. Тогда душа получает свой собственный, спасительный опыт молитвы в Духе Божием.

Татьяна Нилова