С заботой о спасении


Христос шёл к своим ученикам по морю. Ученики устрашились, подумав, что это призрак и стали кричать. Христос заговорил с ними, чтобы успокоить апостолов. И Петр, столь любивший Христа и желавший поскорее приблизиться к Нему после долгого ожидания, попросил, казалось бы, невозможного: «Господи, если это Ты, повели, чтобы я пошел к Тебе по водам!» Он же сказал: «Иди!» И Петр, выйдя из лодки, ступал по водам и шел к Иисусу; но, увидев, какой ветер, он устрашился и начал тонуть, и закричал: «Господи, спаси меня!» И тотчас Иисус, протянув руку, поддержал его…» (Мт.14,22-34). Так же Господь творит спасение каждого человека. И это именно Богочеловеческий процесс: если падаешь, то понимаешь, что нужно вставать; но без твердой руки Спасителя, когда под ногами нет твердой почвы, это невозможно.

Природа души такова, что она будет всюду искать Бога, как только прочувствует бытие Божие. Но, увидев Христа однажды, сможет ли она выработать в себе полезную привычку спасаться, лишь только застигнет её в пути буря? Человеку свойственно ошибаться. Из-за свойственных нам сомнений, маловерия, из-за того, что все мы слишком далеки от Истины, да и просто вследствие греха. Если перефразировать римского философа, то христианская трактовка обыкновенного для человека состояния человека получится точнее: человеку свойственно грешить. Это приобретенное нами свойство усугубляется ещё и тем, что подпитывается заимствованной иллюзией бесконечного развития: «завтра» непременно должно быть лучше, чем «вчера» – и потому мы с небывалым размахом совершенствуемся в прогрессе и цивилизованном комфорте. На самом же деле за этим стоит не что иное как искажение христианской идеи о бесконечном совершенствовании личности, о постоянном духовном росте, о безграничных добродетелях. В этом кривом зеркале бытия немногие имеют навык постоянно вести свою душу по пути спасения. Немногие заботятся о душе, научая её трудиться, видеть вокруг присутствие Божие, терпеть и смиряться, приносить плоды покаяния, молиться и упражняться в добродетелях.

Спасение невозможно без искушений. И душа требует к себе особенного внимания во время таких испытаний. Человек всегда бывает искушаем только тем, в чём больше всего нуждается или чего больше всего желает. Начинается искушение с простого сомнения, как это произошло с апостолом Петром, когда он шел по бушующим водам ко Христу. На пути к Богу искушения необходимы: без этого человек не может познать себя и не может научиться смирению ради других. И здесь важно не жалеть себя, но искать в себе то, что требует исправления. Старец Амфилохий говорил об искушениях следующее: «Если кто-то бросает камнем в собаку, она вместо того, чтобы броситься на человека, кидается на камень, чтобы его укусить. Так и мы поступаем. Искуситель подсылает к нам некоего человека, чтобы испытать нас либо словом, либо его отношением к нам, и вместо того, чтобы кинуться на того, кто бросил в нас камень, т. е. на искусителя, мы кусаем камень, т. е. нашего брата, которого так коварно использовал враг человеческий!» Даже если нам кажется, что жизненные неурядицы происходят по вине какого-то человека, это не так – все скорби и искушения через людей посылает нам Господь, чтобы мы учились и вразумляли себя в христианстве. Святитель Григорий Богослов говорил о том, насколько разными бывают пути исправления образа жизни: «Неодинаковы стремления и понятия у мужчин и женщин, старости и юности, начальников и подчиненных… одних назидает слово, других пример, для иных нужен бич, а для других – узда… нужно гневаться, не гневаясь; презирая, не презирать; терять надежду, не отчаиваясь; одних врачевать кротостью, других – смирением, третьих – обличением и т.д.» А потому, чтобы быть учеником Христа, нужно учиться, т.е. пережить собственный опыт духовной жизни. Привыкнув учиться на собственных жизненных примерах, душа захочет воспринимать и примеры высшие – жития святых и послания отцов Церкви.

Душа не сразу свыкается с жизнью во Христе и обретает Бога внутри себя. Современный человек все реже молится, меньше сострадает, допускает себе послабления во время поста, всюду окружен греховными соблазнами… И все, что ему остается доступным из орудий духовных, – исповедь. Научиться регулярно исповедоваться – значит искать в себе внутренние силы противостоять греху и приучать свою душу к постоянной работе. Не имея достаточно сил, чтобы устоять в искушениях, человек все острее ощущает внутреннюю потребность в помощи Божией. И за покаянием к душе приходит молитва. Собирая, будто бусины в чётки, движения собственной души от преодоления искушений к покаянию и молитве, человек подходит к осмыслению Божьего мироустройства и своего места в этом мироустройстве. Самой отрезвляющей в деле спасения является мысль о том, что земная жизнь человека не бесконечна. Преподобный Исаак Сирин отмечал: «Первая мысль, которая по человеколюбию Божию входит в человека и руководит его ко спасению, есть мысль об исходе из сего естества». Несмотря на совершенную очевидность смерти, мы заботимся о ней очень мало – иметь такую трезвость духа дано лишь немногим. «Память смертная» постоянно напоминает нам о необходимости спасения, и именно она помогает более серьезно готовиться к исповеди, чаще причащаться Святых Христовых Таин и просто заботиться о том, чем в данный момент живет душа.

Господь постепенно открывает человеку евангельские истины на примерах его собствен-ной жизни. И когда в нас раскрывается образ Божий, тогда радостным становится добросовестный труд и несение тягот ближних, крепнет вера и умножаются добродетели. В основе духовной жизни каждого лежит любовь Господа к нам и наша надежда на спасение. Многие знают, что Христос есть Путь, Истина и Жизнь, и тем не менее сбиваются с дороги и всегда, когда устремляет свой взгляд не на Христа, начинают утопать в скорбях и заботах. Но христианину нельзя позволить себе не воскликнуть: «Господи, спаси мя!» В то же время нельзя самому не прикладывать никаких усилий к своему спасению. Постоянная трезвость души, привычка бороться с грехом в искушениях, память о жизни будущего века, желание внимать Слову Божию, участвовать в Таинствах Церкви, готовность всегда слышать Господа должны стать духовными опорами в ежедневной заботе о спасении. Тогда в самых различных обстоятельствах, в жизненных перипетиях, желая быть ближе ко Христу и оставив сомнения, сможем воскликнуть: «Господи, если это Ты, повели, чтобы я пошел к Тебе!»

Татьяна Нилова